Thursday, March 12, 2009

Ки тиса, 5769.

Ки тиса, 5769.


    17.03.09 - йом шлиши – состоится урок р.М.-М.Гитика в Иерусалиме по адресу ул. Бейт а-Керем, 17. Начало в 18.30.

Шабат шалом.

С уважением, Александр Хмельницкий

Корни галута

И увидел народ, что опаздывает Моше спуститься с горы, и столпился народ на Аhарона и сказали ему: «Встань, сделай нам источник всех сил, которые шли бы перед нами, так как человек этот, Моше, который вывел нас из страны Мицраим, неизвестно нам, что произошло с ним».

Шмот, 32:1

Говорит мидраш: «Любое несчастье, выпадающее на долю еврейского народа, содержит в себе часть золотого тельца».

Глобальность последствий «хэт hаэгель» – «промаха тельца» – не подлежит сомнению, вот только в чём смысл преступления, совершённого евреями?! Ведь попытка обвинить евреев в идолопоклонстве не выдерживает испытания на здравый смысл: стоявшие у Синая, не проходит и сорока дней, опускаются до идолопоклонства перед материальной формой?! Но самый простой из доводов, делающий вывод об идолопоклонстве невозможным – это следующие слова Пятикнижия:

«И сказали: "Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из страны египетской"» (Шмот, 32:4).

Я намеренно выбрал не лучший (мягко выражаясь) перевод, дабы подчеркнуть абсолютную бессмысленность подобного восприятия. Ещё не остывший после выплавки телец – это Всевышний, который тремя месяцами ранее вывел их из Египта??! Бред!

Но, простите, а как прикажете сие понимать? Абсолютно буквально! Но прежде, давайте снова прочитаем сказанное Торой:

«И сказали: "Вот источник всех твоих, Израиль"». «Вот» – вовсе не означает «это». Его смысл указательный. Представьте себе период Первого Храма. В ответ на вопрос (не обсуждается) «Где Б-г?», вполне можно указать на Храм, в котором Всевышний ощутим вне всякой связи с интеллектом и желаниями.

Как очевидно следует из слов «так как человек этот Моше, который вывел нас из страны Мицраим» – проблема, которую увидели перед собой евреи – отсутствие «путь указующего» (комментарий РаШИ) Моше. Отсюда их выбор материала: золото – символ неизменности и уж, по крайней мере, «крепче» протоплазмы.

Выбор формы (телёнок) также прямо указывает на высочайший духовный уровень «грешников». Мудрецы отмечают прямую связь между уровнем Храма, где в Святая Святых присутствовал образ Херувимов (детей) и детёнышем быка, которого отлили из золота евреи. Эту связь можно проследить из видения Йехезкелем «Меркавы» – эманации высшего света в наш мир:

"И образ лиц их – лицо человека... справа, и лицо быка... слева" (Йехезкель 1:10).

Правая сторона – цель-геула, левая – средство-галут. Отсутствие Моше воспринимается как изменение состояния мира из геулы (полное раскрытие) обратно в галут (сокрытие, пусть и частичное). Напомним, что символом Йосефа, олицетворяющего собой галут, является именно бык.

Тем самым, ошибка евреев определена: они выбрали путь галута (левую сторону, "лицо быка"), вопреки имевшемуся у них пути геулы. Принципиальнейшее отличие между этими путями, реализованное через известную нам историю последних трёх тысячелетий, а также побудительные причины поступка евреев – всё это составит содержание следующих комментариев.

Обратим внимание также на обращение ваятелей тельца к Аhарону, которое мало вяжется с образом идолопоклонников, и в особенности на слова: «И объявил Аhарон: "Завтра – празднество для Всевышнего!"». Очевидность уловки Аhарона «завтра, на сороковой день придёт Моше и недоразумение разъясниться» не должна заслонить от нас целенаправленность праздника «для Всевышнего!». Я полагаю, что даже этих двух фактов – обращение к Аhарону-коэну и празднество в честь Творца – достаточно для полного отрицания версии идолопоклонства.

Мы же пока удовлетворимся объяснением желания евреев найти в золотом тельце замену «непришедшему» Моше.

«А человек этот, Моше... »

«А человек этот, Моше, который вывел нас из страны Мицраим, неизвестно нам, что произошло с ним».

Шмот, 32:1

Говорит мидраш, что на тридцать девятый день сатан показал евреям Моше, лежащего в кровати, и именно эта «картинка» стала детонатором духовного взрыва, который привёл к «золотому тельцу».

Мудрецы этим мидрашем, очевидно, намекают на «бренность», т.е человечность Моше, который при всей очевидной близости к Создателю, тем не менее, был лишь человеком, время от времени нуждавшимся в отдыхе, а, следовательно, ограниченным!

Не появление Моше в день, который они посчитали за сороковой, забыв святое правило всех советских командированных: «день отъезда, день приезда – один день», привело ко всему последующему. И странные (это ещё мягко выражаясь) слова: «Моше, который вывел нас из страны египетской», приобретают очевидный смысл (его определяет РаШИ в своём комментарии на них). Евреи видели в Моше «путь указующего» пророка, и в этом ошибочном восприятии Моше и заключалась причина золотого тельца.

Впрочем, впервые этот мотив, «нет бога кроме аллаха, а Моше – пророк Его», прозвучал на берегу последнего моря как заключительный аккорд разрыва всех завес, скрывавших Творца:

«И поверили во Всевышнего и в Моше, его раба (работника) ».

Мудрецы рисуют эту ошибку в понимании роли Моше в следующем мидраше:

«Сказали евреи: "Какая у него [Моше] жирная шея, какие у него толстые ляжки, а всё от нас!"».

Образы этого мидраша расшифровываются с помощью старой детской присказки «прыжки в ширину». Ошибка в измерении – ширина вместо длины, а в нашем случае – толщина вместо выси! Евреи увидели Моше, точнее, не увидели его, в иной плоскости Бытия. Вместо высоты (длинные ноги, высокая шея) – толщина, доставшаяся Моше благодаря евреям («а всё от нас»).

Совместим всё вышесказанное в одном слове – посредник. Его отрицательный в данной коннотации смысл следует из следующих слов:

«И сказал Всевышний Моше: "Так скажи сынам Израиля: "Вы видели, как с неба говорил я с вами"» (Шмот, 20:19).

Подчёркнутая выделенность Синайского Откровения в сравнении с любыми другими раскрытиями Творца перекликаются с вопросом Моше ко Всевышнему у «куста, который горит и не сгорает»: «И сказал Моше Всесильному: "Вот я прихожу к сынам Израиля и говорю им: "Всесильный отцов ваших послал меня к вам", и скажут мне: "Как имя Его?", что отвечу им?"» (Шмот, 3:13).

Понятно, что имя Всевышнего это уровень раскрытия Творца, и Моше со всей очевидностью предполагает, что высочайшая ступень контакта с Творцом, бывший у Авраhама, Ицхака и Яакова, окажется недостаточным, чтобы подвинуть евреев на Исход. Ведь уровень, с которого они спустились в Мицраим, как раз и был уровнем Яакова, уровнем праотцев. А спускаться подъёма ради на ту же самую высоту, с которой начался спуск, бессмысленно. Все тяготы египетского рабства тогда зачем?

И ответ Всевышнего Моше как раз и даёт нам возможность оценить небывалую высоту Синая:

«И сказал Всесильный Моше: "Я – Сущий, который Будет» (Шмот, 3:14).

Имя Всевышнего, здесь упомянутое, связано с будущим, и более не появляется нигде во всей Письменной Торе. Речь идёт о времени, когда: «Станет вся Земля (наполнится) контактом со славой Всевышнего», т.е. всё сущее очевидным образом окажется проявлением Создателя, свидетельством Его славы.

Конечный результат, на который нацелил Творец Мироздание, был подарен тогда на Синае. Приобретение навсегда Синайского уровня и составляет нашу историю (Работу) последних трёх тысячелетий.

Прямая (без посредников!) связь с Создателем – есть Цель Творения. Ужас ошибки евреев, увидевших в Моше посредника, становится явным.

Ещё одна возможность убедиться во всеобъемлющести промаха золотого тельца через потерю прямого контакта с Творцом – это сравнение понятий «дибур» (речение) и «мицва» – приказ.

Как мы помним (620-1) букв десяти речений на первых скрижалях позволяли обладавшим Синайским зрением прямой (визуальный) контакт со всей Торой. (613 + 7 законов).

Но отчего законы, данные на скрижалях, называются речениями, а полученные через Моше весьма жёстко приказами?

Ответ можно получить через следующую аналогию. Обожаемый солдатами главнокомандующий, обращаясь к солдатам перед боем, говорит: «Ребятушки, сдюжим!». Его сорванный командами голос звучит неожиданно мягко, у него нет надобности кричать. Солдаты его обожают и готовы по его слову, что называется, «в огонь и в воду».

В каком случае, тем не менее, ему придётся прибегнуть к форме приказа?! Посылая солдат на смерть? С любовью сказанных тихих слов хватит и в этом случае. Только передавая требуемое через адъютанта будет вынужден главнокомандующий обратиться в жёсткой форме приказа.

Сегодняшние мицвот-приказы – прямое свидетельство отсутствия у нас непосредственного контакта с Творцом. В словах Всевышнего, сказанных через пророков, тщетно разыскивать ЦУ в форме приказов. Выбор евреями левого (галутного) Пути предопределил возможность разрушения Первого Храма и исчезновение пророков, возможность появления в нашей истории крестовых походов и Богдана с Адольфом и иже с ними.

р.М-М.Гитик

Уважаемые читатели, шалом!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilevi@yandex.ru

ШАБАТ ШАЛОМ!

Your browser may not support display of this image.

No comments: