Friday, March 27, 2009

Ваикра, 5769.

Ваикра, 5769.

Жертвенность воспитания

"И призвал Моше"

Ва-йикра, 1:1

Как известно, трёхлетние мальчики своё знакомство с Пятикнижием в хедере начинают с главы "Ва-йикра". Мидраш объясняет этот обычай так:

«Так как в этой главе говорится о корбанот (жертвоприношениях), которые отвечают требованию "теhора" – "чистоты", а трёхлетки, начинающие учёбу, чисты от всякого промаха и неправильности, следовательно, придут "чистые" и займутся "чистотой".»

Связь между "чистотой" корбанот и чистотой помыслов очевидна. (Специально оговорено в hалахе, что мысленаправленность коhена, приносящего корбан, является определяющей для его принятия Творцом.) Звено, позволяющее соединить вышесказанное с воспитанием – воспитание требует жертв! И начиная обучение ребёнка с корбанот – этот аспект воспитания сознательно подчёркивается мудрецами в назидание родителям!

В особенности, отмечает рав Меир Шапиро из Люблина, - эта идея видна из сказанного мудрецами: "Будьте предупредительно осторожны с детьми бедняков – ведь из них выйдет Тора".

Неимущие родители, отдающие последнее, чтобы выучить своих детей, несомненно заслуживают "чистоты жертвы" принятия её Всевышним. Поэтому из их детей и вырастают чаще мудрецы Торы.

Рав Лунчиц ("Кли якар") усматривает намёк на изначальность нашей недельной главы в деле воспитания маленьких еврейских детишек – в уменьшительности буквы алеф из первого, заглавного слова "Ва-йикра".

Практический вывод: ценность результата для нас исчисляется стоимостью средств для его достижения! А если мы желаем получить Самого Всевышнего, то не поскупиться придётся Самим Собой (точнее, своим Эго!).

Не жертва, а приближение

Когда кто-нибудь из вас
[захочет] приблизить [себя через]
корбан ко Всевышнему...

Ва-йикра, 1:2

Наверное, немногое в иудаизме кажется столь же архаичным, как жертвоприношения в Храме. Недаром в изданной в Израиле на русском языке брошюре «30 вопросов по прогрессивному иудаизму» (так называют своё движение представители реформистского течения) единственной мишенью для авторского сарказма по поводу «устарелости и догматичности» ортодоксального иудаизма стали именно они. (Конечно, реформистов можно понять: ведь такие издавна бичуемые ими еврейские законы как обрезание, соблюдение шабата, кашрут и многие другие были признаны современной наукой, а это значит, с точки зрения реформистов, что они безусловно
оправданы. Так что критиковать стало практически нечего!)
Сам термин «жертвоприношение» – очевидное «оглупление», профанирование иудаизма (как конкурента!) со стороны одной из религий. Именно они, конкуренты, любовно воздвигли стену непонимания, которая и отделяет евреев, выросших в христианской культуре, от базисных еврейских понятий. На иврите, конечно же, речь идёт не о жертвоприношении, а о
корбане, то есть о приближении (от лекарэв – «приближать»).
Именно близость к Творцу и есть смысл всех работ Храма (да и самой жизни, с еврейской точки зрения).
Но каким образом зарезанное животное, чьи части (или даже всё оно целиком) сжигаются на жертвеннике, приближает ко Всевышнему, спросите вы? Да и вообще: «Храм строят в сердце своём, а не из камней!» Искренняя молитва, проповедь, хороший фильм или спектакль – вот пути приближения
к естественным человеческим идеалам. А зарезанное животное? Фи, это несовременно. Правда, следует отметить, что все вышеперечисленные средства воздействия (за исключением фильмов, естественно) древни как мир. Их общий знаменатель – эмоциональное воздействие – широко применяется на протяжении всей истории человечества.
Именно эмоция и есть ключ к пониманию корбанот («приближений»).
Совершенно необходимая часть корбана – рукоположение на голову животного. Во всех видах корбанот, связанных с исправлением, улучшением этого мира – а именно в них и используются животные (тамид, хатат, ашам) – оно занимает центральное место. Ведь причина промаха еврея – животная
составляющая личности, которая смогла «подмять под себя» Б-жественную составляющую и превратить его – к счастью, на время – в безмозглого скота.
Понимание, что совершённый проступок пагубно отразился на нашем духовном здоровье, во времена существования Храма шло не только на интеллектуальном уровне, но и – самое главное – на эмоциональном. Причём дозу эмоционального воздействия определял сам Творец через законы Торы,
излагаемые, в частности, и в нашей недельной главе.
Мораль: Храм строят в сердце, но из камней (только ощущение материальности происходящего, поступая через проводник – эмоцию в сердце человека, воздвигает в нём Храм Всевышнего).

р.М-М.Гитик

Уважаемые читатели, шалом!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilevi@yandex.ru

ШАБАТ ШАЛОМ!

Your browser may not support display of this image.

No comments: