Friday, March 20, 2009

Ваякhель, 5769.

Ваякhель, 5769.

      Единство как высшая ценность.

        И собрал Моше всю общину сыновей Израиля.

Шмот, 35:1

Объясняет раби Яаков Каменецкий, что первой задачей Моше после получения вторых скрижалей было собрать евреев. Насколько непростой была эта задача, свидетельствует мидраш из Талмуда Иерушалми:

«Учил раби Шимон бар-Йохай: тринадцать тельцов сделали евреи» (Санґедрин, 10:2).

Собственно, идея, которую передают нам мудрецы, несложна. Компаньоны, делая общее дело, преследуют каждый свою, сугубо эгоистическую цель. Или, более общо: эгоизм разъединяет, заставляя каждого думать о своей выгоде. Очевидно, что, создавая тельца, каждый участник имел ввиду свой личный контакт (точнее, сопутствующие ему ощущения) с Создателем.

И потому первая проблема, которую предстоит решить Моше, — как вернуть утраченное ощущение общности. И наипервейшее средство — Храм. К нему устремлены все евреи, и он одним своим присутствием в пространстве соединяет географически разбросанных евреев. Без него, свидетельствуют мудрецы:

«Каждый строил себе возвышение (бама), приносил

на нём жертвы Всевышнему и устраивал праздник

для своей семьи и своих приближённых, и велик был

разброд в Израиле» (трактат «Звахим», 112:2).

Ещё один способ, к которому прибег Моше, воссоздавая единство евреев, определяет Раши в своём комментарии: «Не собирал людей действиями, но собирались они по голосу его». Как сказано у мудрецов: «Всякий человек, несущий в себе трепет перед Небесами, его слова слышимы» (Трактат Брахот, 6:2).

Моше душою своею, вложенной в слова, собирал евреев. И несколько уроков для всех нас мы попробуем извлечь из вышесказанного. Конечно же, с помощью наших мудрецов.

Баал-Шем-Тов, объясняя причину успешности обращения Моше к народу, говорил: «К кому обратился Моше, собирая евреев? — К «общине» — эда, а слово это происходит от ади —«драгоценность». Каждый еврей был в глазах Моше драгоценностью, потому входили его слова в их сердца и смог Моше собрать их всех "по голосу его"».

Раби Моше из Сасова говорит: «Следящий за чистотой и возвышенностью своей речи удостаивается чести — Шхина говорит через его гортань и способен он собрать всех евреев к себе».

Раби Менахем-Мендл из Коцка: «"Выходящее из сердца попадает в сердце" — только если возвращаются в сердце, из которого вышли, то есть только те слова оказываются действенными по отношению к другому, что действуют на самого говорящего».

Сказал раби Элимелех из Лижанска: «Слова, возвращающиеся в сердце, из которого вышли, добавляют в него кдуша».

Шабат и Храм

        И собрал Моше всю общину сыновей Израиля и сказал им: «Вот те вещи, которые повелел Всевышний делать: шесть дней будет делаться работа, а день седьмой будет у вас выделен, Шабат Шаба-тон для Всевышнего»

Шмот, 35:1-2

Естественно, первый вопрос: отчего главе, практически целиком посвященной сооружению Микдаша, Тора предпосылает законы Шабата?

Из множества ответов на этот классический вопрос о связи между Шабатом и Храмом мы выберем общефилософский. Если мы вспомним, что задача этого мира — привести человека к близости к Всевышнему, то можно будет определить Бейт hа-Микдаш как место, где эта задача решена. И, следовательно, Мишкан можно определить как идеал места или как совершенство в пространстве.

Такое определение даёт возможность «ввести в игру» Шабат. Сделанный из шести дней творения, Шабат представляет собой совершенство и полноту во времени.

Их связь, следовательно, (через временно-пространственный континуум), не во внешнем сходстве, или даже однородность, а, по сути, в единстве этих двух понятий.

Резюмируем словами рава Ґирша из его комментария на третью книгу Пятикнижия, недельная глава «Эмор» (в ней, как и у нас, рассказ о законах, связанных с Храмом, соседствуют с законами о праздниках, и о самом большом из них — о Шабате): «То, чем является Храм в пространстве, делает* Шабат во времени».

Духовное изобилие в этом мире видится нами через призму человеческого восприятия в двух плоскостях: в пространстве это наблюдается нами как Храм, во времени — как Шабат.

Их отождествление происходит в следующем мире (седьмое тысячелетие), который будет Шабатом во времени и Храмом в пространстве. А временная их разделённость в этом мире компенсируется жёсткой связью через понятие сорока без одного видов деятельности, которые, с одной стороны, требуются для возведения Микдаша, а с другой — лежат в основе всех запретов Шабата.

Шабат — состояние полноты и совершенства в нашем мире, и потому любые действия, подразумевающие незавершённость, не могут иметь к нему отношения. Но, с другой стороны, как Храм, который есть результат соединения сорока без одного видов созидательной деятельности, так и Шабат строится из шести рабочих дней. Как сказано: «Делать (лаасот) Шабат союзом вечным» (Шмот, 31:16).

Завершим идеей временно-пространственного континуума из лашон ґа-кодеш. Слово олам означает «весь мир», «всё пространство», a леолам — «навсегда», то есть всё время.


* Оттого Шабат следует Делать — «Лаасот эт ґа-Шабат». Дырявый сосуд нет возможности наполнить.

    Пекудей, 5769.

    Залог, чья стоимость бесконечна!

        Вот итоги Мишкана — Мишкана...

Шмот, 38:21

Раши в своём комментарии использует одинаковость корней слов «Мишкан» — обитель и «машкон» — залог: «Намёк на Храм, который был взят как Залог при двух разрушениях из-за преступлений Израиля».

Вслед за русским раввином Элишевичем позволим себе удивиться выбранному Торой месту для намёка на возможность разрушения Храмов. Ведь наша глава рассказывает о его рождении и первом «запуске» в материальном мире!?

Представьте себе, раввин, ведущий хупу молодой пары, раскрывает Ктубу (брачный договор) и громогласно восторгается удивительной красотой букв, подытоживая: «В следующий раз за ктубой обращайтесь только к этому сойферу». При всём уважении к раввину и его восторгам по поводу мастерства сойфера — не очень уместный намёк на возможность развода, не правда ли?

И коль скоро Пятикнижие считает необходимым намекнуть на возможность Хурбана (разрушения) именно при «сдаче объекта в эксплуатацию», то следовательно оно не видит противоречия между этими диаметрально противоположными, на первый взгляд, вещами. Каким образом начало присутствия Источника близости Творца в нашем мире совместимо с его разрушением, объясняет рав Элишевич следующим примером.

Отправляясь в совершенно необходимую для бизнеса поездку в центральную Африку, еврейский предприниматель, прекрасно понимая, что в африканской глубинке полным-полно желающих поживиться за чужой счёт, взял с собой минимальную сумму и отдал своим близким строжайшее распоряжение — собирая в этот раз все его вещи, тщательно избегать класть в чемоданы хоть что-нибудь ценное.

Как велика была досада еврея, когда уже в начале путешествия он обнаружил в одном из чемоданов стоившее баснословную сумму золотое кольцо с крупным бриллиантом — самую дорогую из драгоценностей, владельцем которых он был. Понимая, что назад дороги нет, он лишь молил Всевышнего, чтобы не попались на его пути грабители.

Успешно завершив свои дела и счастливо избежав встречи с бандитами, он неожиданно серьёзно заболел. Удалённость от любого сколь-нибудь цивилизованного места и полное отсутствие денег делали его положение критическим. И если бы не кольцо, которое он заложил и на вырученные деньги смог пригласить врача-специалиста и квалифицированную сиделку...

Короче, наш еврей, выздоровев, заработал денег, выкупил свою драгоценность и отправился в обратный путь, благословляя Создателя, устроившего для него чудо с кольцом!

Практически бесконечная «стоимость» еврейского «залога» — Мишкана — позволила евреям выжить в ситуациях, где казалось, что наши отношения со Всевышним испорчены окончательно. Лишаясь Храма, евреи получали и использовали ещё один шанс — горечь Утраты трансформировалась в новые формы поиска восстановления контакта с Творцом. Ведь стоимость, которую должны были выплатить евреи за свой «залог», в конце концов конечна! Разрушение Второго Храма — залог появления Третьего! Талмуд формулирует эту идею следующим образом: «Машиах родился 9 ава (в день разрушения Храма)». То есть день разрушения Второго Храма — это начало отсчёта времени к эпохе Машиаха...

р.М-М.Гитик

Уважаемые читатели, шалом!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilevi@yandex.ru

ШАБАТ ШАЛОМ!

No comments: