Пространственно-временной континуум.
Наша недельная глава строго поделена на две темы – законы, связанные с Храмом, составляют начальную часть главы, а настоящая энциклопедия (по охвату) еврейских праздников – завершающую. Такое соседство не могло бы не вызвать удивления, если бы не слова раби Шимшона-Рефаэля Ґирша: «То, чем является Храм (Мишкан) для пространства, являются праздники во времени».
Задачей Мишкана было бесперебойное снабжение духовной энергией (по-другому – ощутимым присутствием Творца) этого мира. Задача праздников во времени («год» на иврите значит «повторение», а «праздник» – это «круг») – дать возможность духовно поднимающемуся человеку постоянно (из года в год) питаться той духовной энергией, которая была задействована Всевышним в день праздника. Можно представить себе духовную систему года в виде синхрофазотрона – электромагнитного ускорителя микрочастиц. Праздники в таком случае и будут секциями – магнитами, которые дают дополнительный импульс – ускорение разгоняемым частицам.
Теперь станет понятным следующий мидраш: «В будущем мире исчезнут все праздники, кроме Хануки и Пурима». В следующем мире праздники утратят своё значение поскольку мире Шабата каждый день станет праздником – раскрытием близости Всевышнего или, по-другому – Геулой! Пурим и Ханука останутся вследствие их малости, по-другому – нашего очевидного соучастия в их происхождении.
Визитная карточка иудаизма
И сказал Всевышний Моше:
скажи коґэнам, сыновьям
Аґарона, и скажешь им:
да не сделает тамэ душу в
народе своём.
Ва-йикра, 21:1
Одна из проблем всякого, пытающегося объяснить уникальность иудаизма – стереотипы глубоко (иногда в подсознании) укоренившиеся в людях. Например: иудаизм – религия, а следовательно…
Начнём с вопроса: где и при каких обстоятельствах можем мы твёрдо рассчитывать, что без адепта религии точно не обойдётся? Ответ «на похоронах» – самоочевиден. Присутствие ламы, священника, муллы в этот час строго обязательно. И оттого запрет на участие еврейского священника – коґэна в этой однозначно религиозной церемонии не может не впечатлять.
Объяснение этого запрета, при всей его оригинальности, почти очевидно, Коґэн – это функционер, чья задача – всей своей жизнью утверждать вечность соединённости Исраэля с Творцом, и если мы вспомним, что жизнь – это соединённость с Источником жизни, то непричастность коґэна к смерти в любом виде станет вполне законной.
В качестве резюме – визуальная визитная карточка иудаизма – отсутствие коґэна на всех церемониях, связанных со смертью.
Бесконечная падающая цепочка?!
Только ближайшими родственниками,
матерью своей и отцом своим…
А коґэн гадоль (великий)… ни к какому умершему
не должен он подходить
Ва-йикра, 21:2, 11
Один из важнейших принципов иудаизма – наличие у еврейских законов исключений. Ведь Всевышний подарил нам свою Тору, чтобы мы жили ею. А, следовательно, данные нам законы обязательно будут иметь исключения. Только законы, властвующие над человеком, те, что выше и значимее человека – только они будут абсолютными. Снова напомним себе: исполнение мицвот – не цель, а средство, подаренное Создателем, дабы смог еврей приблизиться (уподобиться) Творцу.
Но выше сформулированный принцип о наличии исключений у любого закона содержит в себе зерно противоречия.
Если у еврейского закона есть исключение, то оно тоже закон, а следовательно, у него тоже будет исключение, и так – до бесконечности. Нонсенс, в математике называемый «бесконечная падающая цепочка». Попробуем на примере из нашей недельной главы показать ответ на это весьма серьёзное возражение против возможности реализации Торы.
В основе множества законов иудаизма лежит принцип леваят ґа-мет – «проводов мёртвого», о важности которого свидетельствует следующая ґалаха.
Если у еврея в одно и то же время есть возможность участвовать в свадьбе или в похоронах, следует предпочесть последнее!
Исключением из этого правила является коґэн, которому запрещается участвовать во всём, что связано со смертью. Но поскольку это – закон, то и из него существует исключение – родственники первой категории.
В виде исключения коґэну разрешается участвовать в похоронах своих родителей, детей, братьев, жены и незамужних сестёр. Но поскольку и это – закон, то и из него естественно будет исключение.
Первосвященнику – коґэн гадоль – запрещается участие даже в похоронах собственных родителей, тем более всех остальных родственников, тем более не родственников и т.д.
Но и это – закон, а следовательно, знакомимся с исключением из него. Оно называется халаль ба-саде – «труп в поле». Исходя из сверхважности похорон (смотрите пункт первый!), в случае трупа, который некому похоронить, кроме первосвященника, его похоронами занимается коґэн гадоль!
Тем самым, мы замкнули круг и, с помощью четвёртого (последнего) исключения, вернулись к основному правилу.
р.М-М.Гитик
Уважаемые читатели, шалом!
Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика
звоните: 972 2 6513168
пишите: lilevi@yandex.ru
No comments:
Post a Comment