Wednesday, May 20, 2009

«Бе-мидбар», 5769.

Книга «Бе-мидбар»

Четвёртая книга Пятикнижия своим названием прямо и недвусмысленно определяет основную тему – скитания человека по пустыне жизни.

Поучения мудрецов («Пиркей Авот, 4:28») говорят, что три вещи «гарантированно» выводят человека из нашего мира: «зависть, страсти и честолюбие». Истории Кораха и сообщников, мидиятянок и разведчиков рассказывают именно об этих способах духовного самоубийства.

Само слово «мидбар» - «пустыня» имеет своим корнем не пустоту, а разговор – «медабер» - «говорю». Задача человека, обнаружив истинную цену всем материальным привлекалочкам этого мира, - превратить для себя этот мир в пустое место, где наконец-то через преграды всех «измов» пробьётся единственно живой голос Творца.

«БЕ-МИДБАР»

Первая недельная глава четвёртой книги Пятикнижия всегда читается перед праздником Дарования Торы, а следовательно, несёт в себе условия необходимые для её получения – Мидбар и Синай:

«И говорил Всевышний Моше в Синайской пустыне» (Бе-мидбар, 1:1).

Первое из условий проще всего описывается словами Пятикнижия «и остановился там Израиль» (Шмот, 19 :2 ), и РаШИ объясняет единственность числа «и остановился» - «как один человек с одним сердцем» (стремлением)». Одно на всех евреев стремление соединиться с Всевышним, через Дарование Его Торы не будет вызывать у нас удивления, если мы вспомним уровень любви к Творцу, достигнутый вышедшими из Египта евреями: «Помню тебе щедрость юности твоей, любовь брачной ночи твоей, как шла ты за Мной в пустыню, землю, где не сеют» (Йермияhу, 2:2).

Эта духовная ступенька Исраэля и есть «мидбар, страна, где не сеют» - не ожидается никаких всходов человеческого эгоизма!

Сегодняшний Путь нашего народа вверх подразумевает достижения уровня Пустыни, через обесценивание материальных (эгоистических ценностей), которое достигается через Синай (Тору).

Наш Путь снизу вверх обратен Пути через Мидбар к Синаю. И потому мудрецы говорят в мидраше: «Всякий, кто не делает себя как пустыня, себе и никому не принадлежащим, не сможет приобрести мудрость и Тору» (Бе-мидбар раба, 1:7).

А способ убирания своего эго – ненависть:

«Синай назван так как спустилась ненависть (син’а) из-за него в мир» (Трактат Шабат, 89:1). Отрицание шкалы материальных ценностей и, в конечном итоге, ненависть к собственному эгоизму (источнику желаний приобретения этих ценностей) через изучение Торы – вот наш маршрут получения Торы.

Тремя вещами

Раби Шмуэль из Сохачёва учил: «Сказали мудрецы: «Через три вещи была дана Тора – через огонь, воду и пустыню» (Мидраш Раба, 1:7)». Тора приобретается тремя путями: «огнём» - через радость и воодушевление кдуши; «водой» - холодностью и рассудительностью, прозрачностью мысли; «и пустыню» - отказ от роскоши и удовольствий, мешающим человеку стремиться к совершенству и достигнуть его».

Идти за Ним

«В пустыне Синай в Шатре

Откровения»

Бе-мидбар, 1:1

Даже «в пустыне» - в дни трудностей и нужды, необходимо человеку «Синай» - изучение Торы, и в «Шатре Откровения» не освобождён от присоединения к общине, во время молитвы! (Любавический ребе)

«Чёртова дюжина» - еврейская точка зрения

«А левиты же не были исчислены

среди сынов Израиля, как

Всевышний повелел Моше…

Вот Я взял левитов… вместо

первенцев… Мои они»

Бе-мидбар, 2:33, 3:12

Этот комментарий мы начнём с весьма иррационального вывода, к которому я пришёл в малосознательном возрасте шести-семи лет. Меня осенило, что всеми нелюбимое число тринадцать очевидно – моё счастливое число!

С тех пор прошло более четверти века, и я был уже преподавателем русского отделения йешивы «Ор Самеах». Рассказывая (с умыслом, естественно) год за годом в различных группах этот курьёз, я обнаружил, что более трети аудитории с удивлением сообщали, что именно также в весьма юном возрасте они пришли к тому же самому выводу! А теперь перейдём к фактам совсем не детским.

В гостиницах всего мира вы напрасно будете искать номер тринадцать. Дома с таким номером вы не обнаружите ни на какой улице. В Колумбии в высотных домах вслед за двенадцатым идёт четырнадцатый этаж. Но самое интересное, что понятию «чёртова дюжина» более двух тысяч лет, и оно родом из древнего мира!

Как хорошо известно всем знакомым с астрологией, двенадцать знаков зодиака (они же двенадцать ветвей Израиля!) вполне определяют как жизнь отдельных людей, так и общий ход исторического процесса. Наличие «лишнего» фактора никак не укладывающегося в естественную карту мироздания, и поэтому не имеющего предсказания, естественно пугает.

Боязливое отношение к тринадцати (звание «чёртовой» было присвоено дюжине плюс один христианами) связано, конечно же, с «отсутствием» у народов мира возможности прямого контакта с Творцом. Ведь на вопрос, как зовут (точнее – призывают) Всесильного, евреи по традиции отвечают «Исраэль»! Действительно Его Имя - возможность связаться с Ним – это народ принявший Его Тору. И с момента Дарования Торы народы мира могут контактировать с Создателем только при посредничеств Его народа.

Всё дальнейшее очевидно. Выделенность ветви Леви – тринадцатой (!) в Израиле: «Вот Я взял левитов… вместо первенцев… Мои они» в их посвящённости одной единственной цели – обеспечению бесперебойной работы Мишкана. Или по другому, обеспечению постоянного контакта с Творцом. То есть функция тринадцатой ветви – это как раз то, что отсутствует у «аборигенов» этого мира. Отсюда – их подсознательный страх и наша, подсознательная же, уверенность в счастливости этого числа.

Местоположение левитов – в центре еврейского лагеря вокруг Мишкана подчёркивает их связующую роль в Израиле. Числовое значение слов «Один» - «эхад» и «аhава» - «любовь» ровно тринадцать. И конечно же, тринадцать – это (наша) половина Тетраграмматона (имени Всевышнего), чье числовое значение – дважды тринадцать.

р.М-М.Гитик

Уважаемые читатели, шалом!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilevi@yandex.ru

ШАБАТ ШАЛОМ!

No comments: