Wednesday, May 13, 2009

«Бе-ґар - Бехукотай», 5769.

«БЕ-ґАР»

Наша глава «На горе [Синай]» говорит о принадлежности всего сущего Хозяину. Эта, в общем-то, само собой разумеющаяся вещь приобретает совершенно неожиданное видение через систему пятидесятилетнего цикла.

Йовель (пятидесятый год), как известно, освобождает еврея, который хочет остаться в работниках у своего хозяина, даже вопреки его желанию. Этим законом подчёркивается фундаментальнейшее:

«Мне сыны Израиля работники, Мои работники, которых Я вывел из земли египетской, Я – Всевышний Всесильный ваш»

(Ва-йикра, 25:55).

Собственно, эта строка заставляет нас заново посмотреть на понятие свободы вообще. Очевидно, что таковой не является возможность удовлетворять любой свой каприз, ибо именно это состояние определяется Торой, как абсолютное (египетское) рабство у собственных желаний.

Мы, вслед за мудрецами, определим свободу как возможность самореализации. Такое определение позволит увидеть свободу растения как возможность развивать корневую систему и иметь выход к солнцу - занимать подходящую экологическую нишу. Из него сразу следует, что свобода слова и собраний – это не пустые лозунги, а совершенно необходимые для реализации человеческого в людях вещи.

Переходя на уровень реализации Б-жественного в человеке, мы сталкиваемся с эгоизмом, прямо требующим сиюминутности и резко выступающим против отмены рабства у собственных желаний.

Получается, что осознание того, что в этом мире тебе ничто не принадлежит, что Всевышний – Хозяин – необходимый элемент нашей свободы, то есть непорабощённости у своего Эго.

Оттого и подчёркивают мудрецы в трактате Кидушин:

«Мои работники, а не работники у Моих работников». Альтернативой всевластия Создателя («На Синае») является рабство у собственного Эго.

И в качестве резюме, хочу подчеркнуть важнейшую деталь – свобода делится на две ступеньки: свобода от и свобода для.

Первая ступенька делает нас независимыми, но независимыми для чего? И наличие

Б-жественных идеалов Торы, единственно и наполняет нашу жизнь смыслом – свобода для Реализации Б-жественного потенциала!

Бесспорное свидетельство

И говорил Всевышний Моше

на горе Синай сказать.

Ва-ийкра, 25:1

В чём смысл соседства шмиты и горы Синай?

РаШИ

Есть смысловая связь между седьмым годом и Синаем. Шмита является неоспоримым свидетельством небесного происхождения Торы и того, что её, не дай Б-г, не написал Моше. Ведь кто из людей осмелится обещать следующее: «И прикажу Я изобилию Моему, и сделает [земля] урожай трёхлет»? Только Всевышний может пообещать подобное. А следовательно, законы о седьмом годе прямое свидетельство того, что Тора была дана Всевышним, на Синае.

Мудрость мудрецов

И не обманывайте человек

коллегу своего

Ва-йикра, 25:17

Следующая история проиллюстрирует не столько закон Пятикнижия о запрете мошенничества, сколько удивительную мудрость, свойственную нашим праведникам. Трактат «Бава Кама» (117) рассказывает, что Шмуэль однажды купил у нееврея золотой кувшин как простой железный и когда платил за него четыре золотых, то смог припрятать один.

История на первый взгляд просто сногсшибательная. Мало того, что Шмуэль мошеннически приобрёл золотой кувшин, он еще и обманул бедного торговца на четверть (даже на треть) уплаченной суммы. И самый главный вопрос – зачем мудрецы нам это рассказывают, чему хотят научить?!

Как и всегда, первый взгляд на рассказанное мудрецами раскрывает нам наше несовершенство и только. Итак, рассмотрим ситуацию, в которой оказался Шмуэль. Прицениваясь к золотому кувшину, он узнаёт, что требуемая за него цена значительно уступает рыночной (реальной). Возможны два варианта. Первый: торговец просто не знает истинную цену, полагая сосуд железным. В таком случае следует раскрыть торговцу глаза.

Но есть ещё один вариант, объясняющий удивительную дешевизну сосуда – он краденый. В этом случае следует выкупить сосуд, по минимальной цене, естественно, и вернуть его владельцу!

Надеюсь, что и вы обратили внимание, что история не имеет ясно выраженного конца. На самом же деле она вполне закончена, и это позволит нам отгадать, как решил Шмуэль ту вовсе непростую дилемму, перед которой оказался. Если слово «припрятать» расценивать как положительное, а не как отрицательное (то есть мереть не своей меркой, а эталонами праведности), то получится, что Шмуэль припрятал золотой не для себя, а для торговца - нееврея; то есть он дал ему вместо четырёх требуемых золотых на один, припрятанный, больше!

Тем самым Шмуэль не разрубил, а развязал гордиев узел дилеммы: кто перед ним – честный торговец-простак или скупщик краденого? Если тот вернёт лишнюю монету – это будет неоспоримым свидетельством его честности. Если же «не заметит» (вещь принципиально невозможная вследствие невероятной редкости на рынке в те времена золотых монет, а также их совершенно баснословной цены (что-то вроде десятков тысяч сегодняшних долларов за одну золотую монету)), то это будет таким же неоспоримым свидетельством его нечестности, и следовательно, верности второго варианта!

Итак, конец истории очевиден (и потому не записан): либо Шмуэль доплатил за золотой кувшин, либо развесил объявление о поисках владельца!

Понятно, что мы с Вами, читатель, не обладаем мудростью мудрецов, но усилия для соблюдения законов Пятикнижия и, в частности, необмана, требуются и от нас!

«БЕХУКОТАЙ»

Что нами движет

«Если по законам Моим

пойдёте и мицвот Мои

соблюдёте»

Ва-йикра, 26:3

Странность заглавного выражения «по законам Моим пойдёте» РаШИ естественно пропустить не может: «Может быть это – исполнение мицвот, но когда говорится «мицвот Мои соблюдайте», ведь уже сказано исполнение. Так как следует исполнить «по законам идти» - будьте заняты Торой!»

И конечно наша задача объяснить каким образом связаны исходная и результирующая точки («по законам… пойдёте» и «будьте заняты Торой»).

Несомненно, движение, о котором говорит Тора – это внутренние изменения в человеке уподобляющие его Творцу. Исполненная нами мицва очевидно вторична по отношению к нам (я сделал мицву, а не мицва меня!) и потому не может быть мерилом внутренних изменений (вспомните так же «Рамбановское»: «мерзавец, исполняющий Тору» из главы «Кдошим»). Отсюда – отрицание РаШИ: «ведь уже сказано исполнение».

Ещё одним намёком на данное РаШИ толкование является дополнительное значение слова «закон» - «хок» - "חוק" – «хакак» - «резчик». Занятость Торой – больше, чем просто изучение – это постоянная занятость головы мыслями о Торе, постоянный труд осмысления (подобно учёному, занимающемуся наукой). А чудо, определённое мудрецами: «Информация, заложенная в слова Пятикнижия, идёт в голову, а суть их – в сердце человека», - знакома каждому, кто уделял Учёбе не только время, но и себя. Потому изучаемые «законы» – «хуким» оказываются «врезанными» - «хакуким» в наше сердце, производя чудеснейшие из действий – «двигая нас в сторону» Создателя.

В отличие от исполнения мицвы, где мы первичны, при занятиях Торой, она движет нами, влияет на нас, внутренне нас меняет. Именно в этом смысл и основное назначение Устной Торы. В отличие от Торы Письменной, Устная рождается благодаря нам и, что еще более существенно – в нас! Конечно же «всё, что когда-нибудь будет открыто учеником, было известно Моше», но в том-то и прелесть открытия, что оно становится частью времени, частью реализации, частью Устной Торы, рождающейся всё время через головы и уста Исраэля.

В качестве иллюстрации – открытие сэром Айзиком Ньютоном закона Всемирного тяготения. Закон, понятно, существовал и до сэра Айзика, но его открытие поместило его с нами в одно время. Так же как и радио господина Маркони сделало возможным радиопередачи, так и открытие современного мудреца (хоть и известное Моше) совершает чудо Реализации Замысла Творца.

Всё, что мы постигаем в Торе Устной – это и есть понятое нами в написанном (в Торе Письменной). Оттого и сказали мудрецы «Тора – большая часть записана, а меньшая – устно». Ставить себя (всего себя!) под влияние Торы (то есть – постоянная занятость Устной Торой) – это и значит «идти по законам», по-другому – вырезать себя из данного нам Творцом потенциала самих себя!

Ещё одно существеннейшее отличие занятости Торой, на которое намекает глагол «лахок» - «врезать» - это однородность. Сделанная нами мицва как бы существует отдельно от нас, в то время, как занятия Торой в качестве результата дают «врезанность» её сути в нас. Врезанность, например, букв в камень обладает уникальным отличием от их написанности на пергаменте. В случае первом, камень и буквы – это одно целое! (Напомним, что отличие Письменной и Устной Торы – в их отношении к нам, в том, что Тора Устная «написана» на нас!)

Без суетливости

«И будете жить спокойно

в вашей стране, и дам

Мир на Землю»

Ва-йикра, 26: 5-6

Говорит Ханох hених из Александера: «Уверенность и спокойствие не означают уверенность человека в том, что всё ему недостающее прибудет. Уверенность и спокойствие – это внутреннее ощущение полноты, как будто даже то, чего не достаёт тоже есть!»

р.М-М.Гитик

Уважаемые читатели, шалом!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilevi@yandex.ru

ШАБАТ ШАЛОМ!

Your browser may not support display of this image.

No comments: