Эта самая длинная из глав Пятикнижия читается непосредственно за праздником Дарования Торы, является свидетельством безусловной любви Исраэля к Подарку Творца - Торе. Отдав должное Создателю в праздник «Шавуот» казалось бы можно и расслабиться, ведь любовь и благодарность уже выражены через праздник. Но в том-то и дело, что «любовь – это аксиома, которую требуется доказывать каждый день». И потому вслед за принятием следует… чтение длиннейшей из глав, которая, на первый взгляд, вовсе не радует разнообразием сюжета. Большая часть текста посвящена двенадцатикратному (!) повтору идентичных – буква в букву – приближений глав двенадцати ветвей!
Собственно это и есть главный урок главы «Насо» - приближения при всей их неотличимости – абсолютно личные, а следовательно неповторимые. Недаром Мидраш Раба главы «Насо» (так же самый длинный(!) приводит двенадцать различных объяснений «одному и тому же приближению».
Чего стоит, например, попытка обращения к жениху и невесте стоящим под хупой (церемония проведения еврейской свадьбы) со следующим увещеванием: «Ребята, расслабьтесь. Ведь слова «Вот этим кольцом ты выделяешься для меня по закону Моше и Израиля» произносились уже миллионы раз. Чего стоит их повторение еще один раз?!» Нет повторений, и каждый вкладывающий в произносимые слова свою душу, делает их тем самым неповторимо индивидуальными. И этот же принцип применим ко всем сферам человеческой деятельности. Всюду, где мы действуем «от души», мы накладываем уникальный отпечаток нашей личности. И лишь действуя «на автопилоте», автоматически мы упускаем уникальнейшую из возможностей данных нам Творцом «приложить руку» к процессу Творения.
Шавуот или праздник Дарования Торы.
От всех других еврейских праздников он отличается полным отсутствием законов с ним связанных. Если вам рассказали, что главная его особенность и суть в поедании традиционных молочных блюд, то, мягко говоря, это только часть информации о нём. Потому как и эти молочные блюда (желательно, с мёдом), и украшение синагог зеленью, и даже чтение свитка Рут -- только обычаи, вовсе не являющиеся обязательными.
Такая незаданность праздника связана с чётким его делением на две принципиально отличные части. Одна половина праздника посвящена изучению Торы и молитвам, вторая же - вполне материальным праздничным трапезам. Решение о таком делении «ровно пополам», принятое нашими мудрецами, благословенна их память, недвусмысленно намекает на подчёркнутую двойственность праздника Дарования Торы. Поэтому сказано в Торе о Шавуоте:
«Праздник (из) недель сделай себе.»
Счёт дней Омера (неделя недель -- 49 дней духовного подъёма от Песаха до Шавуота) – это ожидание встречи с Всевышним. Наше соучастие в даровании Торы - это желание её принять. Отсюда и вытекает отсутствие обязательных для нас законов, связанных с этим праздником. Бессмысленно желать по приказу. Тем самым все наши действия в этот день - материальные свидетельства желанности Подарка - Торы.
Как один человек
Говорится браха коhенов, благославляющих еврейский народ, в единственном числе, дабы подчеркнуть, что суть получаемой Израилем брахи в единстве: «Как один человек с одним стремлением (сердцем)» (Автор «Олелот Эфраим»)
Составляющие мира
Говорит раби Йерахмиэль Яаков Душинский: «Сказали мудрецы: «Существует три вида мира: река, птица, котёл. Река как сказано: «Вот Я склоняюсь к ней как к реке мира» (Йешайяhу, 66:12); птица как сказано: «Как птицы налетают, так защитит Всевышний Воинств» (Йешайяhу, 31:5); котёл как сказано: «Всевышний присудит нам мир» (Йешаяhу, 26:12) (Трактат «Брахот», 56:2)
Река – это символ участия личности в общественной жизни, подобно каплям воды связанным друг с другом общим течением и составляющим реку. Но при этом существует опасность, что личность, растворённая в обществе, утратит свою индивидуальность, и потому необходима ещё одна компонента настоящего мира – мир подобный птице!
Птица парящая высоко обладает собственной, индивидуальной точкой зрения, видит вещи издалека, в перспективе. Птица отдыхающая – часть общего вида, а летящая – отдельное существо. Опасность существования того, кто способен подобно птице строить свои отношения с реальностью, через отрицание необходимости постоянного контакта с обществом, в возможности оторванности от окружающей жизни. И потому требуется третья компонента мира – котёл.
Пламя и вода – два заклятых врага – приходит котёл и устанавливает мир между ними. Вода в котле, а огонь под ним. Мир между ними вовсе не сводится к размежеванию и, как следствие, бесконфликтности. Это не мир кладбища! Особенность огня – высокая температура – передаётся с помощью котла воде в нём.
Для достижения уровня шалом требуется как сила общества, так и уважение к ценностям индивидуума, дабы всякое вредное влияние оказалось нейтрализованным, а всякое преимущество использованным.
Вода не погасит огонь, а приобретёт его выигрышное качество – пламенность.
р.М-М.Гитик
Уважаемые господа, шалом!
Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика
звоните: 972 2 6513168
пишите: lilevi@yandex.ru
No comments:
Post a Comment