«ШЛАХ»
Эта недельная глава всегда ассоциируется, и не зря, с событием сравнивым по своим последствиям лишь с «золотым тельцом». Плач нашего народа, ночью девятого ава стал плачем тысячелетий и поколений: «Вы плакали без всякой причины, а теперь будете плакать плачем поколений».
Следует сразу оговориться, весь ужас содеянного в ту ночь стал виден лишь тем, кто стоял против горящего Храма (оба они вспыхнули девятого ава), или стал жертвой беспримерной резни учинённой римлянами в городе Бейтаре, или наблюдал проявление вселенской ненависти – запахивание места, где стоял Йерушалайм, как поля. Множество других весьма печальных событий пришедшихся на этот день (например, изгнание евреев из Испании и начало Первой Мировой войны) не позволяют сомневаться в правильности вердикта мудрецов, установивших в этот траурнейший из дней года пост. Вот только первопричина притяжения этим днём наших несчастий, тот самый плач.
«Не лучше ли нам возвратиться в Египет» или
Египет как Нью-Йорк
Самый первый и самый главный вопрос: как могли духовные лидеры высочайшего поколения совершить такую ошибку? И как могли евреи стоявшие у Синая, испугаться подобно малым детям, и плакать, ощущая физическую близость Создателя?! А чего стоит желание «возвратиться в Египет»?! И если предположить, что евреями овладело временное помешательство (подобную версию мы пробовали выдвинуть и по поводу золотого тельца), то как объяснить невыносимую тяжесть наказания?!
Ответ на вопрос о возвращении в Египет, связан с объяснением невыхода четырёх пятых еврейского народа из Египта. Их гибель во время девятой казни связана с неготовностью подняться на ступеньку выше разума (рассуждений), на ступеньку любви: «помню я щедрость юности твоей, любовь брачной ночи твоей».
Позицию евреев оказавшихся недостойными Исхода проще всего определить вопросом, который они «задали» Творцу: «Всевышний, ведь Ты Всемогущ, так отчего бы Тебе не даровать Твою Тору здесь в центре цивилизации? И зачем нам «переться» в пустыню, где нет ничего?»
Поясним, что этот вопрос задавали не рабы египетских рабов своими костями укреплявшие фундамент общественного устройства сверхдержавы того времени. Нет, после восьми казней евреи стали по-сути господами вотчины фараона. Напомним, что Амалек (появляющийся в истории как народ «амо» и прозванный египтянами гиксосами) разбитый под предводительством Йеhошуа бин Нуна, тем не менее, легко овладел Египтом, оставленным евреями и властвовал в нём с необычайной жестокостью (мера за меру!) четыреста лет.
Таким образом, вопрос египетских евреев был разумен, вне всякого сомнения. Вот только необходимым условием для получения Торы была… любовь. «Будем делать и понимать» (Шмот, 24:7).
И когда евреи пустыни провозглашали – назад в Египет, они вовсе не имели ввиду отход от Торы и её законов. Возвращение в центр цивилизованного мира подразумевало возвращение на путь разумности, рациональности. Подобно религиозным евреям современного Нью-Йорка, которые не видят рациональных причин для переезда в Израиль, ведь еврейские кварталы Нью-Йорка более наполнены Торой, чем города Израиля. А парнуса (заработок) имеющаяся в Эрец hакодеш шель Америка, позволяет вести более полноценную еврейскую жизнь!
Предпочтение, которое отдали евреи своему видению ситуации перед «видением» Всевышнего и было в основе их желания вернуться в Египет, к нормальной полнокровной еврейской жизни.
р.М-М.Гитик
Уважаемые господа, шалом!
Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика
звоните: 972 2 6513168
пишите: lilevi@yandex.ru
No comments:
Post a Comment