«БЕ-hААЛОТХА», 5769.
Третья недельная глава «подымает» нас до уровня света меноры, знакомит с отдельной книгой из… двух предложений - «и будет при движении Ковчега», и возвращение к сюжету второго года от Исхода, оставленному в книге «Шмот».
Цена усилия
Бе-мидбар, 11:8
Рав Зоненфельд читает слово «шату» - как глупость1 и получает следующее прочтение процитированной нами фразы «глупость совершили люди», наклоняясь за маном. Ведь положенное человеку пропитание он получит и не «нагибаясь»! Пытающийся дополнительными усилиями увеличивать свой доход, подобен продавцу растительного масла, приделавшему к бочке второй краник в надежде удвоить своё состояние.
Все эти выводы – не новость для евреев, которые пытаются жить в соответствии с еврейскими ценностями. И куда более интересным является следующее: а следует ли вообще «трудиться», отчего бы, полагаясь на Всевышнего, не забыть вообще о заработке?!
Ответ Пятикнижия жёстче, чем мы предполагаем: «И благословил тебя Всесильный твой во всём, что ты сделаешь» (Дварим, 15:18). Слово «благословение» - «браха» (однокоренное «брейха» - «бассейн») означает изобилие, которое, как и полагается, нуждается.... в сосуде. Лишь в сделанное человеком усилие (сосуд) проливает Всесильный полагающееся индивидууму изобилие!
Без исключений
Не только в пустыне были движение и остановки по слову Всевышнего. Каждый шаг, каждое движение человека на земле по слову Творца. Потому должен человек приучить себя произносить «с Божьей помощью» или «если будет на то воля Всевышнего» перед всем что собирается сделать. И в слова эти надо вкладывать чувство понимания, что всё происходящее происходит по воле Создателя, и войдут слова эти в сердце человека и станут причиной снизошедшего на него духовного изобилия (браха)! (Рав hоровиц, «Шла hакадош»)
О двух серебряных трубах
Этот наш комментарий связан с совершенно вроде бы «ни уму, ни сердцу» деталью. Речь идет о двух, достаточно обычных для нас предметах – это хацоцрот. Как и в сегодняшнем иврите – хацоцра - труба, обычная труба, правда, с завитушками и серебряная, и даже не одна, а две трубы.
Если трубили в обе трубы, то требовалось собрать весь еврейский народ, а если трубили в одну, то собирали только старейшин.
Раби Авраhам Вайнфильд – автор книг и респонсов «Лев Авраhам» находит в этих серебряных трубах, целых три для важнейших урока.
Для меня, как для профессионального популяризатора идей иудаизма, особенно важен первый из них. Когда на смену Моше пришел Йеhошуа, то он сделал свои трубы. Первая реакция – этого не может быть, это же оскорбление! «маленький» вопрос, а почему это Йеhошуа не устраивали трубы Моше? И рав Вайнфильд отвечает совсем просто: у каждого поколения – своя работа и те девизы, те слова, которые находят путь к сердцу евреев в поколении Моше, при всем уважении к Моше, могут оказаться не только недейственными, могут оказаться «противодейственными» с точки зрения следующего поколения.
Уже Йеhошуа должен был использовать свои, им самим сделанные, серебряные трубы, свои методы для соединения евреев в народ. И в каждом поколении, всякий пытающийся рассказать евреям, что они – Исраэль должен использовать свои слова, слова своего поколения, и помнить, что то, что было хорошо и даже хорошо очень в прежнее время, может оказаться не просто бесполезным, но даже однозначно вредным.
Следующий урок, который находит рав Вайнфильд в этом достаточно прозаическом элементе недельной главы – в трубах – это уже прямой совет всем тем, кто пытается оказать влияние на «больших» евреев. Кто такие большие евреи? Дело в том, что когда надо было собрать весь народ, громко трубили в две трубы. Когда же речь шла о старейшинах, использовалась одна труба. Какой урок находит здесь рав Вайнфильд? Его выводы построены на весьма фундаментальном предположении - в этом мире ничего никому просто так не дается, даже самое прозаическое – богатство.
Берем (если, конечно, мы сможем его взять) за душу, богатого еврея. И как мы его берем?! Всех евреев мы созываем громогласно, на разговорном языке, том самом языке поколения, который должен тронуть еврейскую душу этого поколения. Те же, у кого большая душа, это не обязательно богатые, это просто гениальные евреи, гениальные в чем-нибудь – в науке, искусстве, в Торе, в конце концов, в бизнесе, так вот, к таким евреям, учит нас Тора, обращаются вовсе не громогласно, а с обязательным понижением звука.
Проще всего это объяснить на примере - богатому еврею, как и просто еврею - говорят те же самые вещи, но на полтона ниже. Почему на полтона ниже? Потому что, когда у еврея большая душа, она чувствует намного тоньше. Это не значит, что он умнее или лучше, это означает, что он поддается влиянию намного меньшими средствами, чем любые другие евреи. Именно в силу того, что у него большая душа, она намного более чувствительна.
И в переводе на русский язык нашего поколения, я основываясь на собственном опыте рискну определить следующее правило (вслед за Михаилом Афанасьевичем Булгаковым) – не надо ни о чем их просить, захотят – сами дадут. И потому, когда мы общаемся с такими евреями, вовсе не нужны такие громкие слова, которые необходимы нам с вами.
Третий урок связан с очень интересным разделением, которое делает Тора, когда она говорит о том, ради чего собирают евреев. И мы определим его с помощью трубных звуков праздника Рош hА-Шана. Вам, наверняка, памятны два ивритских слова: ткиа и труа. Первое из них весьма часто используют в современном иврите в словосочетании «застрять в пробке» - «леhитака бепкак». Такое «прозаическое» использование глагола «литкоа» – «трубить» связано с дополнительным его значением – «присоединяться». Что такое литкоа? Так вот ответ: присоединяться, соединять. Есть еще один глагол труа и корень здесь рауа, как вы помните, труа – это не голос, это разбитый голос, это отсутствие голоса, то есть полный диссонанс – это труа. Так вот Тора делает четкое различие, когда и какой из звуков следует использовать.
«И когда вы выйдете на войну – трубите (корень труа)», то есть этот вот очень разбитый звук, где вообще нет никакой гармонии. Но, когда говорит Тора, собирает евреев радость – новомесячье, праздник или другая всенародная радость, Тору, к примеру, евреям дают – бывает? Говорят, один раз было, может, еще будет. «И в день радости трубите (корень ткиа)» - а вот, когда речь идет о радости, из двух звуков выбирается тот, который «ткиа».
Урок – единственный способ соединить евреев называется радость, никаких других способов не существует. Если вы хотите, и это известно любому демагогу, любому вождю уровня Ленина, Гитлера и иже с ними – нет другого средства для соединения людей, кроме радости, кроме оптимизма. Любые попытки соединять людей через страх, через запугивание – обречены. Общество, которое зацементировано вместе на идее: а против кого мы дружим – оно не устоит. И потому третий и последний урок труб – это, конечно же, наш метод соединения евреев – только через радость. Никаких других методов мы не признаем. Задача еврея, пока он жив, в конечном итоге – работа. И пока нам дают работать – нам не что жаловаться. Наше существование достаточно, если его правильно понимать, для радости.
р.М-М.Гитик
Уважаемые господа, шалом!
Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика
звоните: 972 2 6513168
пишите: lilevi@yandex.ru
No comments:
Post a Comment