Thursday, June 25, 2009

«Хукат», 5769.

«Хукат», 5769.

Уважаемые господа, шалом.

    1. 30.06.2009 в 18.00 по адресу ул. Бейт-аКерем, 17, состоится очередной урок р.Гитика по недельным главам Торы.
    2. C 23 по 26 июля состоятся лекции и семинары р.М-М.Гитика в Москве и Петербурге. Питер, 23 июля, йом хамиши, синагога на Лермонтовском пр. Общая лекция, начало в 19.30.
    3. Питер, 24 - 25 июля, йом шиши – Шаббат, на Лермонтовском пр. Семинар, начало в 19.30 в йом шиши. В Шаббат лекции с 15.00 до 22.00.
    4. Москва, 26 июля, большая хоральная синагога. Лекция "Визуализация Кабалы", начало в 12.00.

    Подробности программы и расписания – в следующих рассылках.

    Шабат шалом. С уважением, Александр

«Хукат»

Божественный закон

Слово «хок – закон» обозначает те законы Торы, которые находятся за пределами человеческих возможностей понимания. Ритуальная чистота и нечистота сами по себе нам уже известны, и очищение с помощью пепла рыжей коровы от нечистоты вызываемой смертью не более удивительно, чем приближения-корбанот, выполняющие подобную же роль. Но центральность этого закона?!

Причём речь не идёт только лишь о мнении мудрецов озаглавивших нашу главу, а о самом Пятикнижии декларирующем: «вот основополагающий закон всей Торы» - «зот хукат hаТора». Простите, не понимаю, что может быть основополагающего в «техническом» законе о ритуальнеой нечистоте?? Быть может его непонятность, нерациональность, ставшая «притчей во языцех»?

Мудрецы в Талмуде приводят множество историй, в которых неевреи используют это закон, чтобы «уколоть» евреев их «запятнанностью магией и колдовством» через детали закона о рыжей корове. Сами посудите – найти годовалую телицу без двух чёрных волосков (картинка – седобородые мудрецы без лупы проверяют распластанную по такому случаю корову, с ума сойти!) и из её пепла, соединённого с живой водой, окроплять (слово какое-то не наше?!) ритуально нечистого еврея?!

РаШИ концентрируя это внешнее неприятие и недоумение неевреев говорит: «Гоим (неевреи) пересчитывают [законы] Израиля и говорят: «Что эта мицва вам?» «Смысл сказанного РаШИ мой ребе, рав Мойше Франк объясняет следующим образом. Неевреи, символизирующие в данном случае рациональный подход этого мира, выстраивая в стройный ряд разумности законы кашрута (медицина подтверждает), шабата (социология оправдывает), чистоты семейных отношений и обрезания (широчайшая коалиция защитников – от медиков – до семейных психологов) и так далее, натыкаются на этот закон.

Самый простой ответ: «божественное начинается там, где человеческое уже закончилось». Если бы законы Торы укладывались в рамки человеческих представлений, то Пятикнижие было бы «от мира сего», не дай Б-г!

Центральность закона о рыжей корове заключается в его очевидной надмирности, невозможности подвести рациональное объяснение. Но в том-то и дело, что запреты «не кради» и «не убивай» ничуть не более понятны чем «рыжая корова». Отчего собственно «не прелюбодействуй» и «не желай!?? Что остановит человека знающего, что его преступление никогда не будет раскрыто, кроме Страха перед Небесами?!

Единственный смысл всех законов Торы – их божественность! Отсюда их «безвкусица» в глазах нежелающих принимать на себя «ярмо Торы и мицвот». Ведь их подход: вкусное (то что мне нравится, то что я понимаю) – ем, а невкусное (странное, непонятное, не дающее немедленного удовольствия) – не беру! Когда вкус Один и все законы имеют тот же самый вкус – они безвкусны (нет сравнения!) и не притягивают ищущих самоудовлетворения. Потому-то «рыжая телица» - это основополагающий закон всей Торы – зот хукат hаТора. Основной смысл приказов-мицвот в том, что они – приказы, и их обязательность проистекает не из их понятности и разумности, полезности и красоты, а из их приказности!

Если солдаты выполняют приказы исходя из собственных желаний, то это не армия и они, по-сути, не солдаты. Оттого-то Тора, а за ней и мудрецы подчёркивают центральность и базисность божественности мицвот и их обязательности именно в силу божественности, а не в силу иных, как угодно важных причин. Следует помнить, что исполняющий мицвот из-за их полезности и важности в собственных глазах работает не на Всевышнего, а на Его единственного конкурента – собственное Эго!

Всё множество сюжетных линий этой недельной главы меркнет перед суперважностью сей непонятной и оттого кажущейся неважной, второстепенной мицвы. Более всего света требуется, чтобы увидеть не привлекающее внимание. И потому кажущееся непропорционально большим место, отведённое одному из шестисот тринадцати законов Торы, оправдано.

«О нахаш hанэхошет»

«И пришёл народ к Моше, и

сказали они: «Согрешили мы,

когда роптали на Всевышнего

и на тебя. Помолись

Всевышнему чтобы удалил

Он от нас змеев». И молился

Моше за народ. И сказал

Всевышний, обращаясь к

Моше: «Сделай себе сарафа

(змея) и укрепи его сверху и

будет: всякий ужаленный

взглянет на него и

выздоровеет». И сделал Моше

медного змея (нахаш нэхошет)»

Бе-мидбар, 21:7-9

Мы начнём с известнейшей истории о раби Ханине Бен Доса. В некой местности завёлся страшный змей жаливший путников. Услыхав об этом раби Ханина пришёл в то место и со словами «где тут змей?», сунул пятку в отверстие, из которого тот выползал и вытащил её с уже умершим змеем, «намертво» вцепившемся в неё. Подняв змея, он принёс его в бейт мидраш (место учения Торы) со словами: «Змей убивает?! Преступление убивает!»

Собственно «техника» раби Ханины сына Досы происходит из нашего отрывка Пятикнижия. И змей, поднятый раби Ханиной в бейт мидраше из «той же серии» что и медный змей «вздёрнутый» Моше по указанию Всевышнего. Раби Ицхак-Лейбуш Мальбим замечает подмену: «удалил от нас змеев», но Моше велено: «сделай себе сарафа». Сараф (буквально – «сжигающий»), объясняет Мальбим, означает в данном случае именно огненный, сожжённый, то есть побеждённый йецер hара (дурное начало человека). И обращение ввысь, ко Всевышнему (отсюда ключевое слово «сверху» как у Моше, так и у раби Ханины бен Доса) и есть способ побеждать внутреннего врага.

Выяснив общую идею обратимся теперь к деталям, которые по своей красоте не уступают целому Слова «нахаш» («змей» - נחש) и «нехошет» («медь» - נחשת) происходят от «ленахеш» - «гадать, угадывать». Собственно этот общий смысл – гадать – и даёт общий принцип работы нашего злого начала. Его задача – предлагать нам лёгкие пути, которые заведомо не могут вести к Цели, ибо наш мир – это мир действия, мир работы. «Зачем трудится, если можно угадать?» риторически вопрошает внутренний змей.

Функция нашего йецера (дурное начало человека) - «сбивать нас с пути истинного», переводя стрелки на тупиковую колею результативности (главное – результат, а действия не важны). Добывая результат лёгким путём (гаданием) мы теряем весь смысл нашего нахождения в этом мире – мире действия, ведь «уходя их этого мира не берёт с собой человек ни жемчуга, ни драгоценных камней (материальные результаты), а лишь Тору (выстраданное) и добрые дела (закреплённое через действие) – говорят мудрецы в «Пиркей авот».

Таким образом сделанный Моше медный змей был подробнейшим методическим пособием по борьбе с нашим злейшим врагом – злым началом. А существеннейшей деталью терапии от змеиных укусов нашего внутреннего врага была устремлённость еврейских глаз ввысь, которая отрывала от приземлённости мировоззрения и позволяла обесценивать самые заманчивые предложения нашего змея (красно-медного цвета).

р.М-М.Гитик

Уважаемые господа, шалом!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilevi@yandex.ru

ШАБАТ ШАЛОМ!

Your browser may not support display of this image.

No comments: