«КОРАХ», 5769.
Уважаемые господа, шалом.
C 23 по 26 июля состоятся лекции и семинары р.М-М.Гитика в Москве и Петербурге.
1. Питер, 23 июля, йом хамиши, синагога на Лермонтовском пр. Общая лекция, начало в 19.30.
2. Питер, 24 - 25 июля, йом шиши – Шаббат, на Лермонтовском пр. Семинар, начало в 19.30 в йом шиши. В Шаббат лекции с 15.00 до 22.00.
3. Москва, 26 июля, большая хоральная синагога. Лекция "Визуализация Кабалы", начало в 12.00 (флаер в приложении).
Подробности программы и расписания – в следующих рассылках.
Шабат шалом. С уважением, Александр
«КОРАХ»
Озаглавив одну из самых печальных глав Пятикнижия именем главы заговорщиков, мудрецы прямо заявили о неоднозначности личности Кораха сына Ицhара сына Кеhата сына Леви. Ведь если бы речь шла о безоговорочном мерзавце (какими были, например, Датан и Авирам), то выводить его имя в заголовок было бы невозможно (о Балаке сыне Ципора разговор будет особый). Мудрецы свидетельствуют, что Корах имел духовный потенциал равный Моше и Аhарону вместе взятым. И его прямой потомок, величайший пророк и судья Шмуэль тому неоспоримое свидетельство.
Ещё одним свидетельством неоднозначности фигуры Кораха является факт следования за ним двухсот пятидесяти духовных лидеров Израиля. А также знаменитый псалом, который мы читаем по понедельникам: «Мизмор шир ливней Корах – Песнопение-стих сыновей Кораха», сочинённый сделавшими тшуву сыновьями Кораха.
Кроме идеи абсолютности Торы, на которую посягнул автор лозунга «Свобода, равенство, братство», наша глава содержит как и полагается ещё немало важнейших идей актуальных сегодня ничуть не меньше, чем в момент излагаемых событий. Здесь и определение функции еврейской жены, и неодолимая привлекательность идеологии, безмерная любовь и столь же необоримая зависть.
Цена слов
Мы уже не раз говорили о судьбоносности слов нами произносимых. Реализация всей Торы связана с чистотой нашей речи, непроизнесением вслух отрицательной информации, которая базируется именно на далеко идущих последствиях непродуманных слов. И история Кораха и его соперников/сообщников даёт тому чрезвычайно убедительные примеры.
Чего стоит ответ Датана и Авирама на весьма корректное приглашение Моше: «И послал Моше позвать Датана и Авирама, сынов Элиава, но они сказали: «Не поднимемся!» (Бе-мидбар, 16:12). Комментарий мудрецов однозначен – «и действительно не поднялись, то есть опустились!» («И раскрыла земля уста свои и поглотила их»Бе-мидбар, 16:32)
Но самым страшным примером определяющего значения, которое приобретают подчас слова нами произносимые, это вопрос-претензия в адрес Моше и Аhарона: «Отчего вы возноситесь?» Увидеть самого скромного из людей (Моше), того кто был в своих глазах ниже всех, возвышающимся над собой было невозможно на поверхности земли: «А человек этот Моше, самый стромный на поверхности Земли» (Бе-мидбар, 12:3). И потому естественным местоположением для тех, кто смотрел и видел Моше над собой, была преисподня!
Невыносимая лёгкость собирания толпы
«Всю ночь ходил Корах между ветвями и в весёлом стиле их соблазнял… пока не совратил всех» (РаШИ). Говорит рав Яаков Моше Харлап: «Вот человеческая слабость - лёгкость, с которой человека соблазняют стать частью толпы, делать как все и тащиться за обманутыми и обманывающими лидерами, которые склоняют сердца трюками и показным весельем. Когда собирают общину для исполнения мицвы, приходят единицы. Но когда идёт речь о собирании раскольников, оппозиционеров и вообще недовольных, легче лёгкого организовать многолюдную демонстрацию – «всю общину».
Фукнция еврейской жены
Напрашивающийся вопрос: где Он сын Пелета из квартета зачинщиков? Ответ даёт Устная Тора. Жена Она Бен Пелета, узнав о лозунгах выдвинутых Корахом, Датаном и Авирамом, во-первых, обратилась к разуму своего благоверного, объяснив, что каждый из зачинщиков ищет свою выгоду (Корах – левит, хочет в коhены; Датан и Авирам – сыновья первенца Реувена желают утраченное первородство и коhенство), а следовательно ему, сыну Пелета, нечего искать в их обществе.
Но весь её набор безупречных доводов натолкнулся на сакраментальное мужское: «Но я же обещал своим приятелям. Не могу же я их подвести?!» Как и подобает настоящей еврейской жене, она поняла, что не с кем иметь дело, «И предложила мужу подкрепиться перед нелёгким «выступлением». Накормив его вызывающими жажду пряным сыром, она погасила возникшее желание пить сорокоградусным (или около того) горячительным. Естественная реакция мужа – крепчайший сон.
Но и его однозначно горизонтальное положение ещё не обеспечивало его неучастие, поскольку «приятели», наверняка, должны были прийти по его душу. И потому достойная жена Она Бен Пелета села у входа в семейный шатёр и принялась расчёсывать свои волосы. Заглянувшие в шатёр «революционеры» были, конечно, не самыми лучшими евреями. Но вид простоволосой замужней еврейской женщины заставил их обратиться в паническое бегство, и это несмотря на сверхважность цели их визита. И снова удивимся «мерзавцам» того поколения и поймём всю непредставимость уровня праведников поколения Моше.
А в качестве морали заключим простым определением – главная задача еврейской жены – спасать мужа от… него самого!
р.М-М.Гитик
Уважаемые господа, шалом!
Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика
звоните: 972 2 6513168
пишите: lilevi@yandex.ru
No comments:
Post a Comment