Tuesday, August 4, 2009

«Экев», 5769.

«Экев», 5769.

ЭКЕВ

Какой будет новая жизнь евреев в Стране Израиля? В недельной главе дается характеристика этой земли. Моше раскрывает, что же Всевышний ожидает от каждого из нас. В главе содержаться предупреждения евреев, что нигде не могут они достичь такой близость к Творцу, как в Стране Израиля, - при условии, что будут хранить и исполнять законы Всевышнего.

Такая вот страна

«Так как Всевышний приводит тебя

в хорошую страну, страну водных потоков…

страну пшеницы и ячменя,

и винограда, и смоковниц, и гранатов,

страну маслин, масла и мёда…

страну, чьи камни – железо…

и благословение Всевышнего,

Всесильного твоего,

на стране хорошей»

Дварим, 8:7-10

Семь видов плодов, которыми благословлена страна, нуждаются в семи видах климата: от умеренного до тропического. Порядок упоминания семи видов соответствует движению необходимой температуры воздуха от прохладной к обжигающей. Пятикнижие перечисляет виды в этом порядке, чтобы подчеркнуть, что Страна Израиля благословлена различными климатическими условиями, и можно в ней выращивать овощи и фрукты всех видов и групп.

Проклятое благословение

«И благословил плод

чрева твоего»

Дварим, 7:13

Дважды появляется в Торе выражение «и благословил» – здесь и в книге «Шмот»: «и благословил хлеб твой» (23:25). Когда благословение настоящее? Когда человек благословлён дважды – многочисленным потомством и большим заработком. Наличие одного без другого оборачивается практически… проклятием (раби Моше из Пшиверска).

Буханка в руке новорожденного

«И умножил, и благословил

плод чрева твоего

и плод земли твоей,

хлеб твой, и вино твоё,

и оливковое масло твоё»

Дварим, 7:13

Благословение «плод чрева твоего» предшествует благословению «плода земли твоей», дабы указать еврею, что не следует обуславливать прибавление семейства увеличением заработка. Должен человек доверять Всевышнему, кормящему и дающему заработок всему миру. Дающий жизнь даёт также на её прокормление. Как сказано у мудрецов: «человек приходит в мир, и его буханка – в его руке» (трактат «Нида», 31:2). («Ознаим ла-Тора»)

Израиль против Египта

«Ибо страна, в которую вступаешь ты…

не как страна египетская она…

где посев… поил ты с помощью ног своих…

Страна, в которую вы переходите…

от дождя небесного пьёт она воду…

глаза Всевышнего, Всесильного твоего, в ней»

Дварим, 11:10-12

Многое было уже сказано о внутренней несовместимости и противостоянии понятий Исраэль и Мицраим (Египет). Но пятая Книга не просто возвращается к уже изложенному, а открывает совершенно новые грани, позволяющие ощутить совершенство нарисованной Пятикнижием картины.

В нашем случае мы пойдём чуть дальше очевидного. Египет – низ: «поил ты с помощью ног твоих», а Израиль – верх: «от дождя небесного пьёт она воду». Куда интереснее сопоставить категории «регель – нога, привычка» и «эйнаим – глаза». Естественность питания Египта, разливы Нила, которые поили Дельту, включали в себя, как написано в любом учебнике истории, и рабский труд по перекачиванию разлившейся воды на более высоко располагавшиеся поля, куда вода разлива не доходила. Причём осуществлялся этот подъём воды именно ногами. Но очевидно, что Тора, используя конкретные образы, вовсе не ограничивается их материальной составляющей. Попробуем обобщить символику глаз и ног, используя подсказку языка иврит – дополнительное значение слова «нога – регель» – «привычка».

Именно естественность (не-небесность) Египта проще всего стыкуется с привычностью. Ведь естественность, она, по сути, и есть привычность. А ноги являют собой классический образец привычки. Задавались ли Вы вопросом – а как, собственно, происходит Ваше прямохождение? Если задавались, значит у Вас, не дай Б-г, проблемы с ногами. Потому как перенос центра тяжести на левую ногу и шаг правой происходит автоматически, по привычке!

Противоположную функцию несут наши глаза. Их задача – постоянное обновление информации о происходящем. Интересно, что наши падения (не обязательно духовные) частенько происходят вследствие автоматизма, привычности, непоступления новой информации об изменениях в рельефе местности, например. В фильмах знаменитого каратиста Брюса Ли видна следующая деталь: когда он становится в боевую позицию, то еле заметно покачивает головой. Движение глаз, как объяснил мне старый спецназовец, улучшает реакцию, ускоряя поступление информации в постоянно меняющейся ситуации.

Резюмируем. Страна Израиля – это категория постоянного движения к Цели, ежемоментного обновления, категория глаз: «глаза Всесильного в ней».

Египет, напротив, – категория ног, автоматизма, неизменности естественности, привычки. Оттого многим так трудно жить в Стране Израиля, которая требует постоянного движения, учёбы, переоценки ценностей. Альтернатива Израилю – духовная смерть из-за привычности и естественности Мицраима – зашоренности и узости, продиктованной нашим эго.

Мои силы – Его силы

«И возвысится сердце твоё,

и забудешь ты Всевышнего,

Всесильного твоего…

и скажешь в сердце своём:

моя сила и крепость моей руки

дали мне этот успех»

Дварим, 8:14, 17

На первый взгляд в этих строках присутствует полное отрицание духа инициативы и развития человеческой независимости (бесчудесности нашего существования). Но ведь наш успех – это Его воля. С одной стороны, Он – Источник силы, создающий реальность, и всякая попытка связать успех с собственными силами – не более чем иллюзия, отрицающая абсолютность Творца. С другой стороны, одно из страшных следствий неуправляемого страха перед Небесами – это лень и атрофия человеческих сил.

Если всё делает Всевышний, то зачем напрягаться? И действительно, в случае такого подхода прилеплённость и вера во Всевышнего подменяются у человека ленью, и часто даже полным бессилием. Не всегда позиция «моя сила и крепость моей руки» запрещена! Наоборот, мы обязаны ощущать и ценить даваемые нам силы! В каком случае ощущение силы и мощи становится отрицательной и запрещённой? Когда оно происходит из гордыни:

«возвысилось сердце, и забыл ты Всевышнего, Всесильного твоего». («Таль Хермон»)

р.М-М.Гитик

Уважаемые господа, шалом!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilya@jewniversity.org

ШАБАТ ШАЛОМ!

Your browser may not support display of this image.

No comments: