«Теце», 5769.
В главе рассказывается, что делать, если на войне воин захватит красивую пленную и захочет на ней жениться. Затем переходит к вопросам семейных отношений. Как определяются права женщины и ее потомства, если у мужчины две жены. Как поступать с непокорным сыном.
Недельная глава «Когда выйдешь ты на войну» посвящена в своём вневременном смысле самой «гражданской из войн» – войне человека с его деструктивным началом. Такой взгляд на содержание нашей главы сразу детонирует массу вопросов. Войны у евреев, как известно, бывают двух категорий: войны, где мы обязаны (милхемет мицва) и войны, которые нам разрешены (милхемет решут); но простите, как это ґалахическое правило переводится на язык нашего злого начала?
РаШИ добавляет вопросы своим
Раби Менахем-Мендл Шнеерсон из Любавичей предлагает разделить концепцию войны против внутреннего Змея-Амалека(он же наше злое начало) на два фактора. Говорит мидраш, что Всевышний перед Творением советовался, а стоит ли? «С кем советовался? – С душами праведников». Получается, говорит раби Шнеерсон, что Всевышний спрашивал у Израиля: «и народ Твой – всё праведники» (Йешайаґу, 70:21), – и, следовательно, спуск наших душ в тело был выборным. Но с момента соединения души и тела обязана душа служить Создателю. Таким образом, нашли своё объяснение (у Любавического ребе) обе компоненты: и выборная, и безусловная. Но подобная дуальность – сначала мы захотели, а потом оказались обязаны – существует в определении нашего врага: «против врагов твоих и даст его… в руки твои» (Дварим, 21:10).
Сначала множественное, а затем единственное число?! Есть враг тела, и есть враг души, – объясняет Любавический ребе. – И когда мы выходим на войну, то количество врагов не должно нас останавливать. Но когда Творец дарует нам свободу, и они оказываются у нас в плену, то есть духовные силы, противостоящие нам в материальной и духовной плоскости, оказываются (подарок Всесильного) нам подчинены, то выясняется, что имя им: «он – Сатан (противник Духа), и он же – ангел смерти (враг тела)» (трактат «Бава Батра», 16:1).
А общее резюме, сводящее всё к Одному, за что же мы удостаиваемся подарка - за нашу готовность подниматься «в атаку» на Амалека и за наше неотчаяние!
«Жена юности твоей»
«Если возьмёт мужчина новую жену,
то не уйдёт он в армию…
незанятым будет он для дома своего…
и будет радовать свою жену,
которую взял»
Дварим, 24:5
Тора установила, что базисным условием брака является внутренняя близость между мужем и женой. Если поколеблен этот фундамент, то Тора разрешила (а в некоторых случаях и предписала) развод. Но вместе с тем обязала Тора мужа: «и будет радовать свою жену, которую взял», – чтобы не разочаровал и не оставил несбывшимися мечты, заставившие его жену выйти за него. Тора Израиля видит функцию мужа принести счастье своей жене и придаёт ей такую важность, что освобождает мужа от его обязанностей по отношению к обществу на целый год, так как счастье народа и его единство зависят от счастья и цельности семьи.
(рав Шимшон-Рефаэль Ґирш)
Феминизм по-еврейски
«И будет стан твой выделенным,
и не будет в нём видно прелюбодеяния»
Дварим, 23:15
«Если возьмёт муж жену...
и если не понравится ему,
и напишет ей запись отрезания,
и даст в руку её,
и отошлёт из дома своего»
Дварим, 24:1
«Гет» – «разводное письмо», которое муж по закону обязан дать своей жене, с которой он хочет развестись. Мудрецы, обсуждая возможные причины развода, расходятся во мнениях. При этом, на первый взгляд, школа Шамая смягчает, а школа Ґилеля занимает непримиримую позицию. Посудите сами: «Не изгонит человек свою жену, а только если обнаружил связанное с ней прелюбодеяние. Мнение бейт-Шамай. А бейт-Ґилель говорят, даже если переварила его кашу [может дать ей развод]!»(Мишна, из трактата «Гитин», 89)
Объяснение рава Зоненфельда, подчёркивающее удивительную мягкость подхода школы Ґилеля:
«Если муж столь строг, что готов развестись из-за уровня гнева, достигнутого с помощью разваренного варева (оно же пережаренное или убежавшее и т.д., и т.п.) – женщине следует поторопиться и избавиться от такого мужа. И чем раньше – тем лучше!»
Мера за меру
«Мера цельная и правильная
да будет у тебя,
дабы продлились дни твои»
Дварим, 25:16
Должен еврей отвешивать своему ближнему хорошую порцию – от всего сердца, на верных весах и с избытком. А если будет взвешивать ему с точностью до грамма и ни капли больше, то и Всевышний будет отмерять ему тютелька в тютельку и не больше.
(раби Леви-Ицхак из Бердичева)
Возвращая имущество, верни мир
«Если увидишь быка брата твоего
или ягнёнка брата твоего
заблудившихся, то не уклоняйся,
а, возвращая, верни их брату твоему»
Дварим, 22:1
Сказано здесь: «быка брата твоего», а в главе «Мишпатим» сказано: «быка врага твоего» (Шмот, 23:4), – указать на недостаточность просто возвращения пропажи. Ведь сказано: «возвращая, верни» – вместе с возвращением пропажи следует вернуть и братство. И приходит эта мицва повелеть вырвать с корнем из сердца вражду и превратить врага в любящего. И когда ты приходишь возвращать пропажу, да будет он в твоих глазах братом, забудь о вражде и помни о любви.
(рабейну Бехайе)
р.М-М.Гитик
Уважаемые господа, шалом!
Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика
звоните: 972 2 6513168
пишите: lilya@jewniversity.org
1 comment:
Post a Comment