Saturday, August 15, 2009

«Шофтим», 5769.

«Шофтим», 5769.

Уважаемые господа, шалом.

1. В связи с техническими трудностями, мы делаем рассылку этой недельной главы в начале недели. Просим извинения в связи с возможными неудобствами.

2. В ближайший йом ришон продолжается серия видео лекций «Путешествие по недельным главам» р.Гитика на сайте Толдот Йешурун.

    Шабат шалом. С уважением, Александр

«ШОФТИМ»

В нашей недельной главе Пятикнижие определяет инструменты, которые позволят в каждом поколении отличить ложь от истины. Главный из них – еврейский суд, мудрецы Израиля.

Процитируем РаМБаНа к нашей главе (17:11):

«Не уклоняйтесь от того, что скажут тебе, вправо и влево» – «даже если скажут о правом – левое или о левом – правое», как сказал РаШИ. И он имел в виду, что даже если ты сам подумаешь, что они ошибаются, и тебе понятно, где право и где лево, следуй их решению.

Равенство не на словах

«Судей и полицейских поставь

во всех воротах твоих»

Дварим, 16:18

Не современность данного закона прямо-таки бросается в глаза. Ну, действительно, где, простите, те стены, у ворот которых приказывает Тора размещать правоохранительные органы?! Но наше знакомство с Пятикнижием не позволяет подобным вопросам оставаться риторическими, и следующий ответ мудрецов – есть очередное, конкретное объяснение… вечности (абсолютной актуальности) слов Торы.

Что может быть хуже, чем попасть в руки полиции безо всякого нами данного повода? Ответ: попасть в руки чужой полиции, в чужой стране, чьи традиции и язык вам незнакомы. Собственно, подобная ситуация в особых комментариях не нуждается. Особая беззащитность пришельца («гер» от «гар – проживать») вопросов не вызывает, но требует того, что в современном обществе называют исправляющей дискриминацией. Чужеземцу, особенно нуждающемуся в защите правоохранительных органов, должен быть обеспечен максимально облегчённый доступ к ним. Какое место в городе одинаково хорошо известно как пришельцу, так и аборигену? Конечно же, ворота, через которые гость вошёл в город. Тем самым закон Торы о помещении возле всех городских ворот судебно-охранительных органов – есть мера уравнения в правах всех: чужеземцев и местных жителей. Безусловность требования «во всех» позволяет мудрецам сделать вывод о максимальной заботе о гостях и пришельцах, которую мы обязаны проявлять… уравнивая такой «исправляющей дискриминацией» знающих все «ходы и выходы» местных уроженцев с впервые посетившими город людьми.

Если мы вспомним и присоединим к вышесказанному закон из четвёртой книги: «Одно законоположение должно быть для вас и для пришельца, и для жителя Страны» (Бе-мидбар, 9:14), – то нам придётся согласиться с одним из крупнейших археологов и культурологов XX столетия Джоном Олбрайтом: «Этот закон, утверждающий равные права для всех, это – что-то, к чему западная цивилизация только лишь начала приближаться».

Близость и доступность защиты закона особо нуждающимся в ней группам – вот вневременной смысл требования: «судей и полицейских поставь во всех вратах твоих». И нам осталось ответить лишь на «фирменный вопрос»: «И какое отношение имеет всё это ко мне, здесь, сегодня, сейчас?»

Судебно-исполнительная власть…над собой

Такая, «фирменная» постановка вопроса необходимо переносит нас в интимно-личный мир каждого человека – «маленького города», по удивительно подходящему определению мудрецов. Врата сознания – органы чувств, через которые информация извне поступает в счётно-решающее совершенство мозга – вот, что нуждается в судьях и полицейских.

Очевидная задача наших внутренних судей – решать, что достойно нашего внимания, какую именно информацию пропускать через порог сознания: на что смотреть, что читать и слушать, до чего дотрагиваться, что вкушать и что обонять (к чему «принюхиваться»). Но есть ещё одна, не столь очевидная, полицейская функция нашего сознания – строгое исполнение принятых «судебных» решений. Именно реализация справедливых судебных вердиктов нашего разума, наталкивающаяся на удивительную желанность запретного, создаёт ситуацию выбора: эго или истина. И понимание важности всех (!) наших «врат» – органов чувств даёт нам в конечном итоге шансы на победу (с Б-жьей помощью, естественно) над вседозволенностью нашего эго (оно же – иго!).

Суд без исключений

«Судей и полицейских дай себе

во всех воротах твоих,

которые Всевышний,

Источник всех твоих сил,

даёт тебе»

Дварим, 16:18

«Дай себе» – устрожение, которое ты даёшь своему ближнему, дай его также себе. А также наоборот – не говори: он простой еврей, и ему можно, а я – богобоязненный, и мне нельзя. Говорит Тора: «судей и полицейских дай себе», – ему как тебе, а тебе – как ему. Одна

Тора, а не две Торы, «которые Я даю вам».

Дабы не сказал «хороший еврей», видящий себя избранным, что Тора говорит только простым евреям назначить над собой судей и полицейских, а человек его уровня не нуждается в подчинении человеку. Предупреждает Тора: «судей и полицейских дай себе», – в единственном числе. Себе – также себе, себе – только себе, себе – так как себе и только себе!

Потому что нет человека, который не предстал бы перед судьёй и судом, и нет человека, который не предстанет перед судом и не заплатит по счёту. (раби Яаков-Йосеф из Полонного)

Преимущество многих

Есть общины в Израиле, в которых – несколько раввинов. С одной стороны, это – большой недостаток, так как приводит к размолвкам и раздорам. Но с другой стороны, есть в этом и большое преимущество – один раввин следит за другим, чтобы был тот богобоязненным, как сказано: «судей и полицейских дай себе», – если будет у тебя много судей, исполнится через тебя: «которых Всевышний, Источник всех твоих сил даёт тебе», – все будут трепетать перед Небесами. (раби Йосеф-Шауль Натанзон)

Справедливая справедливость

«Справедливость,

справедливость

преследуй!»

Дварим, 16:20

«Справедливость, справедливость преследуй» – не может достойность цели оправдать недостойность средства. Даже справедливость следует преследовать справедливыми путями! (раби Симха-Буним из Пшисхи)

Когда человек доставляет неприятность своему ближнему, то вместо того чтобы постараться исправить причинённый ущерб, старается он оправдать свой поступок. Говорит ему Тора:

«справедливость, справедливость преследуй!» – по крайней мере, не ищи оправданий своему неблаговидному поведению. (рав Менахем ґа-Коґен)

р.М-М.Гитик

Уважаемые господа, шалом!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilya@jewniversity.org

ШАБАТ ШАЛОМ!

Your browser may not support display of this image.

No comments: