«Рэе», 5769.
Уважаемые господа, шалом.
Внимание. В ближайший йом ришон продолжается серия видео лекций «Путешествие по недельным главам» р.Гитика на сайте Толдот Йешурун.
Шабат шалом. С уважением, Александр
«РЕЭ»
В нашей недельной главе
Когда праведники бессильны
«Давая, дай ему... »
Дварим, 15:10
Эта история внутри истории произошла, когда раби Зуся был ещё неизвестным нищим евреем, посвящавшим всё своё время молитве и учёбе. Но, впрочем, начнём по порядку.
Однажды в дом раби Хаима из Цанза зашёл молодой аврех (еврей, посвятивший себя изначально изучению Торы), одетый в лохмотья. Не говоря ни слова, он подошёл к столу, на котором стояли только что принесённые свежие буханки хлеба, и стал собирать их в свою торбу, не обращая внимания на всех уважаемых хасидов, сидевших вместе с ребе Хаимом за столом. Нищий уже повернулся, чтобы уйти, когда прозвучал вопрос раби Хаима из Цанза:
«Отчего ты решил забрать хлеб, приготовленный для сидящих здесь людей?»
С неподдельной горечью и неприкрытой злобой ответил аврех: «Вот все эти люди сидят здесь днями и ночами, едят и пьют, и раби не говорит им ничего. А я пришёл единственный раз, и раби должен был увидеть, что я делаю. Поверьте, что я пришёл не из удовольствия!» Молодой человек повернулся, вышел, и больше его там не видели.
Огорчился раби Хаим нанесённой нищему невольной обидой, тут же послал своего слугу отыскать и привести его. Когда молодой человек оказался вновь рядом с ним, оказал ребе ему величайшее уважение: посадил во главе стола, заслужил его прощение и одарил его тридцатью золотыми. Сын раби Хаима спросил: «Отчего уважаемый отец и учитель дал нищему такую огромную сумму, ведь и одного золотого было бы достаточно, чтобы его обрадовать, а вокруг множество нуждающихся не меньше его?!» В ответ раби Хаим из Цанза рассказал сыну следующую историю.
Как известно, раби Зуся был горчайшим бедняком и исполнял свои обязанности пред Всевышним с удивительной цельностью и полнотой. В его местечке жил один еврей, известный своим удивительным гостеприимством. Не раз и не два этот замечательный еврей и его не менее праведная жена спасали Зусю буквально от голодной смерти.
Их дела в результате пошли в гору, и когда они задались вопросом: «Отчего?» – то пришли к единодушному выводу, что именно их помощь нищему простому еврею Зусе была причиной изобилия Небес, на них снизошедшего. И решили они взять на себя все заботы об этом еврее, поселив его у себя в доме. С этого дня их доходы умножились, несмотря на то, что они отдавали беднякам львиную долю заработанного.
Ситуация эта не вызвала сочувствия у обвинителя (сатáна), и решил сатáн, с позволения Небесного Суда, попытаться разрушить идиллию. Придя к гостеприимным хозяевам раби Зуси под видом главы йешивы (место, где учат Тору) из города Броды, позволил себе сатан, он же – почтеннейший из евреев, выразить недоумение столь странной заботой о простом еврее. «Не было бы столь разумнее, – выразил он своё сомнение, – позаботиться не о еврее-простаке, а о великом учёном муже (имея в виду себя, конечно), и тем самым заслужить на Небесах ещё большую награду?» Хозяева согласились с доводами «гостя», и выразив Зусе в самых вежливых выражениях своё желание помочь другому еврею, лишили его своего гостеприимства.
Раби Зуся, взяв свой посох и котомку, отправился странствовать по Украине, понемногу приобретая известность и становясь ребе. А незадачливая супружеская пара довольно быстро обнаружила, что «госпожа удача» им больше не светит.
Произведя несложный арифметический расчёт, муж отправился за «брахой» к реб Зусе, ставшим к тому времени известнейшим цадиком. Выслушав просьбы своего бывшего хозяина, Зуся ответил, что ничем помочь не может, поскольку лишь пока уважаемый еврей не разделял евреев на более и менее заслуживающих помощи, помощь Небес была бесперебойной. Теперь же на Небесах решили (мера за меру), что есть на Земле люди и более достойные изобилия и удачи!
Время и мир на примере месяца Элул
«Вы говорите, время проходит?! Время стоит, проходите Вы!» То есть с точки зрения духовной, год выстроен (и каждый день имеет особое духовное содержание), первая мицва, данная евреям – календарь, и мы можем выявить особенности каждого дня или, не дай Б-г «халила» сделать их (субъективно) похожими. Отсюда, Шабат значительнее любого праздника, ибо чаще, и потому духовно неизмеримо содержательней. С духовной архитектурой года связана архитектура Торы: её деление на недельные главы. Недельная глава «Реэ» читается в начале месяца элул, и как зерно (начало) несёт в себе и особое содержание времени чтения (месяца элул). Её первые слова: «Посмотри, Я даю перед вами сегодня благословение и проклятие», – объясняет раби из Коцка: дают всем одинаково – «лифнейхем – перед вами» – множественное число, а видит каждый по-своему – «рэе – смотри» – единственное число.
В этой первой фразе присутствует (в скрытой форме) все особенности нашей работы в месяце элул:
האר – в первом слове Творец говорит еврею, что тот должен увидеть. В отличие от услышанного, увиденное в человеческой психике получает статус абсолютной достоверности. Именно такой должна быть выполняемая нами работа – в абсолютной уверенности в достижении Творца, как будто мы Его видим. Но как достичь такого высочайшего уровня, ответ – в следующем слове: это относится к самому Творцу, а не к какой-то из его категорий – «Анохи ми ше-Анохи» – «Я – это Я», в месяце элул мы можем связаться (то есть Творец специально даёт такую возможность) и почерпнуть энергию от Самого Творца, и потому уровень «видения» достижим.
В следующем слове «даю» Тора сообщает, что энергия Творца передаётся еврею способом, то есть по правилу: «каждый, дающий от чистого сердца (без ограничений) – даёт». Более того, следующее слово «внутреннее» (корень «пнимиют») сообщает, что даваемое Творцом передаётся на такой глубине, что становится сокровенной частью (внутренностью) получающего еврея. Из всего вышесказанного может показаться, что речь идёт о единовременном пособии, но следующее слово «ґа-йом» подчёркивает, что речь идёт о каждом дне. Каждый день процесс возобновляется, и обновляются те силы, которыми пользуется получающий.
Как их использовать конкретно, намекает Тора в двух последних словах пасука «браха и клала» – «изобилие и порча» – двух направлениях человеческой деятельности. намекает на путь созидания (плюс, положительный полюс), то есть предписывающие заповеди. на охранительный «пояс» – «отстраняйся от плохого», то есть запрещающие заповеди.
Если еврей использует «божественную энергию», даваемую ему в месяце элул, чтобы укрепить свои внутренние позиции для исполнения всех заповедей Творца, тогда удостаивается быть «записанным и утверждённым» на следующий «счастливый и сладкий год»!
р.М-М.Гитик
Уважаемые господа, шалом!
Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика
звоните: 972 2 6513168
пишите: lilya@jewniversity.org
No comments:
Post a Comment