Friday, September 25, 2009

«Аазину – Йом а-кипурим», 5770.

«Аазину – Йом а-кипурим», 5770.

Уважаемые господа, шалом.

      1. Просьба молится за Александр-Алик Бен Полина. Он пропал без вести 1.5 месяца недели назад в лесах Сибири (как это сейчас выяснилось), и есть мнение что молитва ещё может помочь.
      2. Появилась возможность приобрести в электронном виде новую книгу р.Гитика «Визуализация кабалы». Цена - $5. Заказы и вопросы о способах оплаты можно присылать на israel@jewniversity.org.
      3. Появилась возможность переводить Ваши трумот (капарот) на учебу Торы для нашей программы через систему PayPal (удобно тем, у кого есть американская или международная кредитная карта). Для этого надо перейти по ссылке: https://www.paypal.com/cgi-bin/webscr?cmd=_s-xclick&hosted_button_id=3755777.
      4. В ближайший йом ревии с 17.00 до 19.00 в Рамоте (Иерусалим) состоится лекция профессора Риппса по кодам в Торе. Адрес: Кирьят Унгвар 806/19. Очень рекомендуется тем, кто ещё ни разу не слышал, а также начинающим своё знакомство с Торой. Приглашайте знакомых! Связь и инфо по тел 02 5868896 Михаил.

    Шабат шалом. С уважением, Александр

ҐА-АЗИНУ

Предпоследняя недельная глава Торы – Песнь (на иврите. шира – песнь означает «окружность», отсюда «шаршерет – цепочка»). Отчего мудрецы выделили этот совсем небольшой по размеру текст в самостоятельную главу?

Объяснение даёт рав Моше Шапиро. Одна из идей, демонстрируемых окружностью, – в конце открывается всё большая близость к… Началу. Раскрытие в самом конце, что всё ведёт своё происхождение от Рейшит(Изначальности), равносильно обнаружению Всевышнего на всех исторических Путях. Или, выражаясь языком мудрецов (РаМБаН, РаМХаЛь и другие), это равнозначно переходу от управления миром через систему Добра и Зла (награды и наказания) к открытому Управлению Творцом Его мира, когда не только понятно, но и видно, что все это Он. Как сказано:

«Я, Я – это Он» (Дварим, 32:39).

Путь к достижению этого высочайшего уровня – Путь Истории. Сама Песнь декларирует это: «Помни дни древности, пойми годы всех поколений, спроси отца своего, и скажет он тебе, старцев твоих, и они скажут тебе» (Дварим, 32:7).

Так же как обязан еврей понимать слова Торы и углубляться в них, так же должен он вдумываться в события, происходящие (или происходившие) в мире, и находить их корни в сказанном Торой.

(рав Элханан Вассерман, статья «Помни дни мира»)

И важность Песни «Ґа-азину» в том, что она в чрезвычайно сжатом виде содержит в себе всю Историю:

«Велика эта Песнь, в которой присутствует сегодняшнее, и есть в ней бывшее и будущее; и есть в ней об этом мире, и есть в ней о будущем мире». (Сифри «Ґа-азину», 43)

Эта глава, по «классификации» Виленского гаона, параллельна девятому столетию и соответствует Царству Машиаха. Раскрытость «роли» Творца как раз и объясняет управление миром в эту эпоху через единство, без системы награды и наказания. Время, когда все увидят (а не просто поймут!):

«Смотрите же ныне, что Я, Я – это Он, и нет Источника всех сил помимо Меня, Я умерщвляю и Я оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и нет спасения от руки Моей… Прославьте народы Его народ, так как восстанет кровь работников Его и отомстит; совершит мщение над врагами их и искупит землю народа Своего».

Что же касается нашего ближайшего будущего, то, говорит рав Моше Шапиро, что, опираясь на слова Торы, которые описывают время перед приходом Машиаха как время, когда нам не на что будет опереться, кроме веры в нашего Небесного Отца: «Во время «пяток Машиаха» наглость достигнет высот, и дороговизна будет необычайной… и государства будут руководиться мерзавцами… и на что нам опереться? Только на Отца нашего в Небесах» (трактат «Сота», 49:2).

О «чистом искусстве»

Эта глава и по форме, и по содержанию – песня, «лебединая песня» Моше, ставшая, естественно, первой ласточкой новой еврейской культуры, которая, слава Б-гу, жива и поныне. Песня (именно так называет её Тора) «Ґа-азину» полна ярких художественных образов, сравнений, метафор и метонимий. Для евреев, привыкших к экономности и лаконичности языка Торы, она была необычным явлением, придавшим словам учения свежесть «мелкого дождя», орошающего «зелень», и вечность «капель росы на траве» (Дварим, 32:2). Многие века продолжали евреи использовать её образы, как при создании собственной поэтической культуры, так и в обычной речи. Название крупнейшей израильской молочной фирмы «Тнува» происходит от слова, впервые встречающегося в ТаНаХе именно в «Ґа-азину».

«[Всевышний] сделал его [народ Израиля] всадником высот земли этой, и дал вкушать плоды (тнуват) своих полей» (Дварим, 32:13).

Моше обучил Йеґошуа бин Нуна принципу сочетания учения и культуры (Дварим, 32:44). И ещё предостерёг евреев от увлечённости «чистым искусством»:

«… все слова, что я говорю вам, заповедуйте детям вашим, чтобы бережно исполнять все положения (слова, дела) закона этого, ибо… это жизнь ваша…» (Дварим, 32:46).

Только постоянная связь между Торой и творчеством создаёт жизненную культуру, сохраняющуюся и развивающуюся на протяжении всей нашей истории.

Йом ґґа-Кипурим

Для постижения сути Дня Искупления (ЙомКипур), приходящегося на 10 тишрея, нужно помнить, что смысл и назначение Головы года в подведении итогов года прошедшего и принятии решений о годе наступающем. Что же в этой «итогово - решающей» концепции особенного (в смысле, еврейского)? В том-то и дело, что ничего. Голова года – общечеловеческий день Суда. (Конечно, в том, как евреи отмечают этот день, есть специфически еврейские «штучки». Чего, например, стоит то, что евреи в день Суда – и весьма Страшного – устраивают праздник!)

Следующие до 10 тишрея дни, данные исключительно евреям для «подачи жалобы» и называемые днями тшувы (возвращения, ответа, раскаяния), приводят нас к Субботе Суббот, самому необычному из дней еврейского года. Таким образом, День Искупления является тем особенным – лишь для евреев существующим – днём. Его смысл будет явствовать из следующего маленького эссе Г. Соколика (физика и философа, скончавшегося в 1975 году).

О ПРОМЫСЛИТЕЛЕ

Гроссмейстер был непобедим.

– Кто может противостоять ему! – восклицали мастера игры.

Лишь детям Гроссмейстера удавалось иногда сыграть с ним вничью.

– И неудивительно, – говорили мастера, – ведь это

Его дети. Конечно же, Он открыл им сокровенные тайны Игры.

– Вы ошибаетесь, – взял слово старейший из мастеров. – Его дети играют не лучше нас, но в Игре Он позволяет им исправлять ошибки, возвращаясь к началу партии.

Вновь обратившись к прозе, определим: День Искупления – уникальная, данная только еврейскому народу возможность отмены приговора на будущее (возможность нам, детям Всевышнего, вернуться к началу «партии»).

Именно исключительность этого дня и даваемых им возможностей диктует нам тотальную мобилизацию всех наших внутренних резервов. Нам, тем, кого обычно называют евреями, а в этот день не побоимся сказать – партнёрами Всевышнего (тем более что, с точки зрения Торы, понятия евреи и партнёры – синонимы). Поэтому-то евреи в этот день постятся, вовсе не умерщляя (не дай Б-г) свою плоть, а просто не желая отвлекаться от того бесконечно важного, что называется Днём Искупления.

Так что попробуем провести ЙомКипур по-нашему, по-еврейски, и пожелаем друг другу традиционное:

«Лешана това техатву вевтехатму!»

«Будьте записаны и утверждены на хороший год!»

Пусть окончательный приговор по Вашему «делу» будет благоприятным!

р.М-М.Гитик

Уважаемые господа, шалом!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilya@jewniversity.org

ШАБАТ ШАЛОМ!

No comments: