Thursday, September 3, 2009

«Ки таво», 5769.

«Ки таво», 5769.

Уважаемые господа, шалом.

Появилась возможность приобрести в электронном виде новую книгу р.Гитика «Визуализация кабалы». Заказы можно присылать на israel@jewniversity.org. Подробности см. в скором будущем на нашем сайте.

    Шабат шалом. С уважением, Александр

Наша глава всегда читается до Рош ґа-Шана. Ведь сказано: «…завершится год и его проклятия», а глава «Ки таво» содержит девяносто восемь проклятий.

«Плохое» плохое и «хорошее» плохое

«Нет плохого сверху»

«Шней лухот ґа-брит» 106:2;

Бе-рейшит Раба, 51:3

Попробуем увидеть конкретные рецепты отношения к несчастьям. Комментарий раби Менахема-Мендла Шнеерсона касается одной из тяжелейших проблем бытия в нашем материальном мире. Зло, падающее на человека (несомненно, сверху), – как увидеть в нём хорошее?!

Два хрестоматийно известных примера с Раби Акивой и Нахумом Иш Гамзу позволяют Любавическому ребе сделать своё удивительное заключение. Но вначале – сами истории (по трактату «Брахот», 70:2 и по трактату «Таанит», 21:1).

Как-то, рассказывает Гмара, отправился раби Акива в путь с ослом (средство передвижения), петухом (в качестве будильника для тикун хацот – учебы Торы в полночь) и свечой (для учёбы при её свете) и, не получив права на ночлег в негостеприимном городе, был вынужден заночевать в поле. Ночью лев задрал осла, кошка – петуха, а ветер задул свечу. Сказал раби Акива: «Всё, что делает Всевышний – делает к добру!» Наутро оказалось, что разбойники захватили город, и если бы заночевал в нём, то попал бы в их руки. Подавшие голос осёл и петух выдали бы место его пребывания бандитам, равно как и горящая свеча.

Здесь, говорит раби Шнеерсон, нашло своё выражение добро, заложенное в зло. Действительно, раби Акива потерпел очевидные утраты, но, в конце концов, эти утраты оказались действенными мерами по его спасению. И из зла родилось добро.

Вторая история произошла с раби Нахумом Иш Гамзу. Мудрецы послали его в Рим, возложив на него сложнейшую дипломатическую миссию: наладить взаимопонимание с римским императором. В качестве катализатора установления добрых отношений ему была дана для подарка императору шкатулка с драгоценными камнями. В пути раби Нахума обокрали, подложив в шкатулку, чтобы пропажа была замечена позднее, вместо драгоценностей простую землю. Реакция раби Нахума была: «Гам зу ле това – и это к добру!» Когда увидел римский император «подарок евреев», естественно, разгневался, но стоявший рядом под видом римского вельможи пророк Элияґу позволил себе предположить, что это – та самая земля, которая брошенной Авраґамом – отцом евреев на врагов, превратилась в дротики и стрелы и даровала ему победу. Тут же по приказу кесаря испытали её в одной из ведущихся Римом войн и одержали чудесную победу. В знак признательности одарил римский император раби Нахума великими богатствами и с почестями отправил его восвояси.

В данном случае, объясняет раби Шнеерсон, само зло и является добром. Не только, что праведнику не было нанесено никакого ущерба, но, напротив, именно подмена принесла успех его предприятию. Ведь подношение драгоценных камней могло вызвать и отрицательную реакцию: подкупить богатейшего и властолюбивого императора – идея не оригинальная и могла закончиться трагически. Но чудесное выступление евреев на стороне империи, несомненно, означало верноподданичество, и потому заслуживающее всяческих похвал.

Таким образом, раби Акива и раби Нахум выражают две возможности видеть добро в плохом. Либо зло приводит к Добру (раби Акива: «Всё, что делает Всевышний – делает к добру!»), либо оно и есть непонятое нами добро (раби Нахум: «И это к добру!»). Всё – добро! Раби Нахум, был учителем раби Акивы и относился к поколению Храма, в то время как раби Акива – к поколению жизни Израиля без Храма. Без Храма у Израиля нет возможности видеть, и потому мы верим (по раби Акиве), что всё – к лучшему, хотя и не можем этого увидеть.

Нет большей радости

«И будет, когда придёшь ты в Страну»

Дварим, 26:1

Сказали мудрецы: «всякое место, где сказано «и будет» –радость» (Бе-мидбар Раба, 13:5). Нет радости, равной радости прихода народа Израиля в страну Израиля, как сказано: «При возвращении Всевышним в Сион… тогда наполнятся уста наши

смехом» (Теґилим, 126:1-2).

Принято в мире, что человек, получающий возможность увидеть плоды приложенных усилий, естественно, радуется. И отчего должна Тора в данном случае повелевать о радости: «и будешь радоваться всему добру» (26:11)?

Оттого, что понимает Тора, что не всегда мы понимаем и ценим все те чудеса и добро, которые делает нам Всевышний ежедневно, ежечасно, всё время. И сказано: «при возвращении Всевышним в Сион… мы были как видящие сон» (Теґилим, 126:2), – и даже когда хотел Всевышний вернуть свой народ на их родину, остались многие в галуте и не направили свои стопы в Израиль. Только когда: «тогда скажут народы: великое сделал Всевышний для этих», – когда оценят все народы чудо возвращения еврейского народа после двух тысячелетий изгнания в свою страну: «мы будем радоваться», – начнут также множество сынов Израиля признавать чудо, сделанное Создателем и поднимутся в Страну Израиля.

(«Ор ґа-хаим»)

Встань и подымайся!

«Когда придёшь» – в единственном числе, дабы указать, что подъём в Страну Израиля – это мицва каждого индивидуума. И да не скажет человек: многие до сих пор сидят в галуте, и когда они поднимутся, то и я поднимусь с ними. Мицва Страны Израиля в «встань и делай» – встань и подымайся!

(раби Мордехай ґа-Коґен)

Знак изобилия

«И положишь в корзину»

Дварим, 26:2

Богачи приносят первинки в золотых и серебряных ёмкостях, а бедняки – в плетёных ивовых корзинах. Корзины и первинки достаются коґенам. (РаШИ)

Богачи не давали свои золотые и серебряные сосуды коґену. Богачам возвращали их золотые ёмкости как залог благословения, чтобы и в будущем оставались богатыми и снова принесли первинки в тех же золотых и серебряных сосудах. Беднякам же не возвращали их корзины как знак брахи – избавления от бедности, с тем, чтобы в следующем году преуспели бы и принесли первинки в золотых и серебряных сосудах.

(рав Шломо Тойна из Калькутты)

Не по привычке

«Не преступил я закона Твоего

и не забыл»

Дварим, 26:13

Если сказал: «не преступил я закона Твоего», – зачем должен он добавлять «и не забыл я»? Научить нас, что мицвот нуждаются в голове и сердце, а законы, которые исполняются по привычке, – это мицва, о которой можно… забыть, тело без души, мицва без Всевышнего, и отсюда – необходимость «и не забыл». Во время исполнения мицвы я не забыл, что есть Всевышний, «который выделил нас Его законами».

(«Сфат Эмет»)

р.М-М.Гитик

Уважаемые господа, шалом!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilya@jewniversity.org

ШАБАТ ШАЛОМ!

Your browser may not support display of this image.

No comments: