Tuesday, October 27, 2009

«Лех леха», 5770.

«Лех леха», 5770.

Уважаемые господа, шалом.

С 6 по 8 ноября в Москве и СпБ состоятся лекции и семинары р.М.-М.Гитика.

1. Москва. Шабат 6-7 ноября. В помещении Большой Хоральной синагоги

    состоится семинар-шабатон р.М.-М. Гитика «Визуализация Кабалы»

      • Была ли жена Первого Человека ХАВОЙ?
      • Экспансия и арендаторство.
      • Клетка для Амалека.

      Время лекций: йом шиши 19.00-22.00, Шабат 14.00-21.00.

      Предварительная запись обязательна.

      Телефон в Москве: 4501596, 9104344478 Лена

      Стоимость семинара 200 рублей.

      Есть возможность ночлега.

      Запись производится до 4 ноября.

      2. СпБ. Йом ришон 8 ноября. Лекционный день в помещении центральной синагоги проводит р.М.-М. ГИТИК.

      12.00-13.00 - Подарки на Рош-hа-Шана

      13.00-14.30 - Аморфность Египта

      14.30-15.30 - Обеденный перерыв (ресторан "Лехаим" предоставляет скидку на обед для участников лектория)

      15.30-16.00 - Шабат шалом: основа мира на Земле.

      16.00-18.00 - Была ли жена первого Человека Хавой? (лекция в рамках воскресного лектория)

      18.00-19.30 - "Исход" Яакова "из" Лавана (для желающих еще поучиться)

      3. В качестве приложения к нашей рассылке недельных глав мы продолжаем публикацию дополнительных страниц новой книги р.Гитика «Визуализация кабалы».

Часть 2.

Следующий уровень – бина-осознание прямо связан с борьбой против отчаяния. Ведь понимание всего произошедшего ужаса прямо ведёт к этому неприемлемому результату. Именно об этом – пост, следующий за Днём Суда (название, данное мудрецами празднику новолетия). На первый взгляд, у человека нет шансов на Суде Всевышнего (отсюда – христианское «Страшный Суд»!), и против подобного взгляда и восстаёт внутреннее содержание этого поста.

Зеир анпин – комплексное соединение множества причин – вот, что скрывается за внешней личиной поста 10 Тевета, за которым официально закреплено мудрецами «звание» «дня всеобщей печали». Если дата смерти вашего близкого не известна, то отмечать её следует именно в этот день. Четыре его причины1 комфортно укладываются в концепцию зеир анпина.

Заключительная сфирамальхут – царственность – принятие всего, прямо связана с идеей принятия Торы вопреки всем препятствиям, реализованной Исраэлем в судьбоносных днях Пурима-Жребия.

Видение системы траурных дней позволяет задаться вопросом общей концепции праздников. Рав Ицхак Лурье проводит параллель «праздники – сфирот», позволяющую обосновать единый взгляд на систему праздничных дней года. Но об этом – на следующей неделе.

«ЛЕХ ЛЕХА»

Авраґам как ультраконсерватор, или

Этнографический комментарий РаМБаМа

«...тогда было начато обращение ко Всевышнему [через] И м я»

Бе-рейшит, 4:26

Точка зрения, утверждавшая рождение «прогрессивного» монотеизма из «примитивного» многобожия царствовала в науке вплоть до середины прошлого века. Именно тогда, в 50-е годы, этнография похоронила эту «рождественскую», в смысле, христианскую, сказочку.

Причём тут христиане, спросим мы? Именно им принадлежит сомнительная честь первооткрывателей «прогрессивности» монотеизма и, что не менее важно, охаивания своих конкурентов-язычников. Завоёвывая языческий мир, христианство видело себя несущим «благую весть» тем, кто погряз в «темноте и невежестве».

Классическая цивилизация дохристианского мира была во многом выше разрушивших её христианских империй позднего Рима и Византии. И с лёгкой руки христиан, подкреплённой тезисом Гегеля о всегдашнем и вездесущем прогрессе, прочно вошла в наше сознание бредовая идея «примитивизма» многобожия.

Дабы подчеркнуть вынужденную высокоцивилизованность языческого общества, приведём два примера. Если вы поклоняетесь звёздам, то вы, наверняка, большой знаток астрономии, а если силам природы — то основы физики (разложение сил) известны вам не понаслышке.

Понятно, что процесс придания самоценности силам этого мира приводит к увеличению числа «небожителей». Именно такой, отчасти естественный, процесс размножения богов-олимпийцев от не менее божественных родителей мы наблюдаем в «греческом зале». Путь от двух к четырём, восьми и шестнадцати тривиален и понятен. Но каким образом этот процесс «натурального размножения» вдруг пошёл вспять и вышел к числу Один?

Рав Моше Бен Маймон в своём вступлении к книге «Яд хазака» («Мишнэ Тора») объясняет, что в поколении Эноша появилась тенденция дробления восприятия Творца:

«У Шета также родился сын, и он нарёк ему имя Энош;

тогда было начато обращение ко Всевышнему [через]

И м я».

Раз появившись, идея посредничества в своём развитии дошла до признания автономности сил природы. Именно так появилось язычество.

Этнография более полувека тому назад подтвердила истинность вышесказанного. Дело в том, что исследователи обнаружили у всех без исключения народов — от африканских бушменов до индейцев в дебрях Амазонки — наличие веры в Первопричину. Помимо веры во всевозможных божков обязательно во всех культурах присутствует память о Начале.

А, следовательно, Авраґам, «развернувший знамёна монотеизма» воспринимался современниками как ретроград и ультраконсерватор, выступавший за отказ от современного образа жизни и развитой цивилизации в пользу примитивного, ничего не требующего от окружающего мира, сводящего всё сущее к Первопричине, — в пользу единобожия.

Обратим наше внимание на злободневность предыдущего абзаца.

Дикий, дичайший!


«И сказал ей [Ґагари] ангел Всевышнего: «Вот ты беременна и родишь сына, и наречёшь ему имя Имшаэль… и будет он дикарь-человек…»

Бе-рейшит, 16:11—12

Эпизод, обсуждаемый в этом комментарии, имеет (как и всё в Торе) очень далеко идущие последствия. И все, как живущие, так и не живущие в Израиле, евреи могут оценить, во что нам обошёлся ниже обсуждаемый поступок Сарай.

В возрасте 75 лет Аврам получает приказ Всевышнего: «Иди!» И он идёт. В стране Кнаанской он живёт 25 лет, пока обещанное ему Всевышним рождение сына происходит. Только когда Авраґаму исполняется 100 лет, рождаётся у него Ицхак. Оцените этот «четвертак»: вы ждёте до 60 — тоже очень тяжело, но вы представьте, что вам 75, а ждать надо до 99, а «годы проходят, всё лучшие годы».

Но ещё прежде Аврама вспомним Сарай, слабую, хотя и лучшую часть человека. Что с ней все эти годы? Сарай, понятно, тоже не становится моложе, и вот ей уже 76 лет. За 13 лет до того, как Всевышний выполняет своё обещание, Сарай не выдерживает и даёт своему мужу Ґагар (кстати, фараоновскую дочку). Сама Сарай объясняет: «Быть может, выстрою я себе [потомство] от неё [Ґагар]» (Бе-рейшит, 16:2).

Комментарии, на которые я опираюсь, принадлежат раву Шимшону-Рафаэлю Ґиршу.

Если вы помните, Сара ведёт себя с Ґагарью, как «злая мачеха» с Золушкой. В чём смысл такого отношения?

Вечером с наступлением шабата принято благословлять детей. И что мы желаем нашим доченькам? Сходства и подобия прамамам: «Да уподобит тебя Всевышний Саре, Ривке, Рахели и Лее». Вот только у Израиля были ещё две прамамы — Билґа и Зилпа. Эти сводные сёстры Рахели и Леи — мамы четырёх колен нашего народа. Так отчего мы их не вспоминаем? Оттого, отвечает рав Ґирш, что нашим прамамам Рахели и Лее удалось то, в чём тщетно пыталась преуспеть Сарай.

Как можно родить себе ребёнка от чужой женщины (естественно, речь не идёт о суррогатном материнстве)? Для этого следует превратить эту женщину в своего психодвойника. Мы потому не вспоминаем Зилпу и Билґу, что Зилпа — психодвойник Леи, а Билґа — Рахели. (Этим объясняется, кстати, поведение Яакова, перенёсшего после смерти Рахели свою «штаб-квартиру» в шатёр Билґи. А «бунт» Реувена по этому поводу найдёт объяснение через «соперничество» Галута и Геулы, олицетворением которых были Рахель и Леа, ведь Реувен первенец Леи-Геулы, её начало). И угнетение Сарой Ґагари, и подчёркнутая «прислужливость» (в смысле профессии) Билґи и Зилпы — всё это укладывается в концепцию, выдвинутую равом Ґиршем.

В результате бунта Ґагари, её нежелания подчиняться и превращаться в Сарай, у неё рождается сын, которого Тора характеризует как «пэрэ-адам» — буквально: «дикий человек». Отмечу незаметное в русском переводе нарушение синтаксиса «лашон кодеш». На иврите прилагательное всегда (!) стоит вслед за существительным: утро доброе, дождь сильный, человек приятный и т. п. Исключение, сделанное Пятикнижием в данном случае, подчёркивает несомненное превосходство дикости Ишмаэля над его человеческими качествами. Понимание этой особенности арабского национального характера позволило бы израильским политикам сэкономить чернила и бумагу, использованные для подписания всевозможных соглашений с Абу Мазеном и его присными, а главное — дало бы возможность сохранить жизни людей, принесённых в жертву на алтаре «мирного процесса». Ишмаэльтяне в принципе, органически не способны блюсти любые ограничивающие их рамки, если они не принуждаемы к этому силой. Поэтому попытки насадить демократию в арабских странах — напрасная (и опасная) трата сил.

В завершение история.

В 1920 году свежеиспечённый муфтий Йерушалаима Амин аль-Хусейни сорганизовал небольшой погромчик — 16 убитых евреев, не считая десятков раненых (инвалидов).

Ученики Радинской (Радуньской) йешивы пришли к Хафец Хаиму с вопросом:

— Если сейчас, в самом начале еврейского заселения Эрец Исраэль, арабы ведут себя подобным образом, что же будет дальше?

— Тора говорит, что Ишмаэль — дикий человек. Араб может быть адвокатом, и тогда он будет диким адвокатом, физиком — будет диким физиком, учителем — диким учителем, — тяжело вздохнув, объяснил Хафец Хаим.

р.М-М.Гитик

Уважаемые господа, шалом!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilya@jewniversity.org

ШАБАТ ШАЛОМ!

1 comment:

Anonymous said...

Когда я ничего не говорю, это хороший признак, значит, я оробел. А когда я робею, это очень хороший признак, значит, я смущен. А когда я смущаюсь, это совсем хороший признак - значит, я влюблен! Но когда я влюбляюсь, это очень плохой признак… http://cans.ru/