Tuesday, January 12, 2010

«Шмот», 5770.

«Шмот», 5770.

      Уважаемые господа, шалом.

      Продолжается запись на участие в проекте совместного семейного лагеря на весь праздник Пейсах, который состоится с 29 марта с Б-жьей помощью в г.Одесса , полная ориентировочная стоимость на взрослого человека 320 долларов за 8 дней (возможны скидки для нуждающихся). За подробностями и обязательной предварительной записью обращаться: на Украине – к Дворе Бойчук 066-4355486, mamita@i.com.ua, кроме Украины - к р.Гитику: shterna@jewniversity.org . Внимание запись завершается 1 февраля, количество мест ограничено.

    Шабат шалом. С уважением, Александр

Книга «Шмот»

Вторая книга Пятикнижия «Шмот» (Имена) повествует о рождении (конечно же, в муках) еврейского народа, его становлении (исходе из Египта), получении им Торы и устройстве Мишкана (реализации близости к Всевышнему).

Безусловная любовь Создателя к каждому еврею выражается самым очевидным способом — ласковым поименованием.Еврейский народ вовсе не общность, чьи высокие цели заслоняют отдельно взятого индивидуума.

Слово עם ам—«народ» имеет дополнительное значение соединительного союза «с» («вместе»), а однокоренным ему явяляется עמום амум—«тусклый». Так лашон-кодеш определяет обычную плату за соединение («с», «вместе») индивидуальностей в общественную структуру: «тусклость» личностей «простых» людей — вынужденная расплата за функционирование народа. И Пятикнижие, в который раз разбивая стереотипы, показывает альтернативу. Еврейский народ — дети Всевышнего, а количество детей никак не отражается на строго индивидуальной любви Родителя к каждому, уникально-единственному ребёнку. Осознав себя народом в тяжелейших условиях, евреи приняли на себя семейную общность судьбы. И наши еврейские имена, любовно повторяемые Создателем, и есть заголовок Книги нашего народа!

Ночь перед рассветом

И сказал им царь Египта: «Зачем вы,Моше и Аґарон, отвлекаете народ от

работы его? Идите к трудам своим!» Исказал фараон: «Вот многочислен этот

народ страны, а вы не даёте ему работать». И велел фараон в тот день угнетателям

народа и надсмотрщикам, сказав:«Не давайте больше соломы народу

для изготовления кирпичей, как вчера итретьего дня, — сами пусть идут и со-

бирают себе солому, но число кирпичей…не уменьшайте».

Шмот, 5:4—8

Единственно понятное в вышеприведённом отрывке — это… позиция фараона: «Как, после всего у них ещё есть желания?! Значит порабощение не абсолютно?! Завинтить все гайки!»

Но, конечно же, наш вопрос: «Как, «благая весть» — и в результате — усиление гнёта Египта?» В соответствии с устной традицией, полгода отделяют вышеописанные события от начала казней, и, следовательно, требуется серьёзнейшее обоснование для столь необычного сценария. Его даёт Маґарал из Праги: именно окончание власти Египта влечёт усиление оной!

Вспомним, что Маґарал, объясняя закон из третьей книги Пятикнижия «Весь покрылся белыми [язвами] — чист» (Ваикра, 13:13) связывает его с двумя сценариями прихода Машиаха.

Первый из них: постепенное улучшение ситуации приводит наш мир к тому уровню чистоты и прозрачности, который позволяет увидеть Истину. Второй, объясняет Маґарал: когда появление Машиаха никак не проистекает из предшествующей реальности. И для раскрытия Истины требуется полное («до основанья, а затем...») уничтожение абсолютной нечистоты, в открытую овладевшей миром.

Как мы знаем, Зло себя не афиширует. Никогда наш внутренний враг не обращается к нам с предложением типа: «Закури сигарету, глядишь — понемногу и до рака лёгких дойдём!» Его задача — подменять хорошее, искусственно сужая поле нашего зрения: «Закури, успокоишься, сразу полегчает». Зло всегда загримировано под сиюминутную пользу, которая оборачивается конечным саморазрушением. И потому «афиши» и Зло — несовместимы. Роль «серого кардинала» — анонимного и тем более полного Хозяина — вот амплуа, издавна присущее мировому Злу. Духовное содержание закона Торы «Весь покрылся яз- вой — чист» — зло, прямо показывающее себя снаружи — это конец Зла! Неприкрытое, внаглую, напрямую использование нас означает невозможность привычного управления изнутри. «Внутри у зла, — говорят мудрецы Талмуда, — не осталось места». «Не от хорошей жизни» Зло являет себя миру в роли всевластного Хозяина!

Именно второй из сценариев — резкое ухудшение, ведущее к уничтожению Египта — начинает осуществляться с приходом Моше. Поэтому концу Египта предшествует усиление его власти. Маґарал из Праги даёт следующую цепочку образов: догоревшая свеча ярко вспыхивает, прежде чем навсегда погаснуть; тьма сгущается перед рассветом; и, добавлю как профессиональный пехотинец с 20- летним стажем, самые холодные часы ночного дежурства — предрассветные.

Такая короткая долгая жизнь


        И пошёл человек из дома Леви и взял [в жёны] дочь Леви» Шмот (2:1). «И взял дочь Леви» – отдалён был от неё из-за указа фараона, и снова взял её [в жёны] и это [смысл] «и пошёл» что пошёл по совету своей дочери, которая сказала ему: «Твоё решение тяжелее фараоновского. Фараон обрёк [на смерть] мальчиков, а ты также и девочек»

        РаШИ к Шмот 2:1

Слова Мирьям, старшей сестры Аґарона и ещё не рождённого Моше, не очень понятны именно в силу своей самоочевидности. Ведь мидраш, на который опирается Раши, прямо говорит о решении Амрама, сына Кеґата сына Леви, уйти от жены. Более того, речь идёт не о его личном поступке, а о модели поведения, которая стала прототипом для всех еврейских мужей в Египте. А, следовательно, её утверждение о тяжести решения отца решительно непонятно: ведь духовный лидер поколения Амрам наверняка руководствовался серьёзнейшими доводами.

Слова Мирьям об обречённости девочек и мальчиков можно понять, исходя из обязательности рождения всех (!) еврейских душ в Мицраим. Или, более общо: только пройдя через этот мир, мы получаем право на следующий. Рождение и смерть в нашем мире могут иметь совершенно необычный смысл, подобный появляющемуся в следующей хасидской истории.

Однажды Бааль Шем Тов, изменив своему обыкновению, отправился на утреннюю молитву в синагогу, находящуюся на другом конце Меджибожа. Его удивлённые ученики, естественно, не задавая вопросов, направились за ним. В бейт-кнессете было необычно празднично – сразу после молитвы в нём собирались делать обрезание новорожденному. Понятно, что приход раби Исроэля произвёл фурор, и его пригласили быть «посажённым отцом» – сандаком. Как только восьмидневному младенцу сделали брит, он прямо на коленях у Бешта дёрнулся и умер. Связав детали этого вовсе не обыкновенного утра, ученики потребовали у Бааль Шем Това объяснений. «Душа ребёнка, – объяснил раби Исроэль, – была душой великого мудреца и праведника раби Йосефа Каро, создателя кодекса «Шулхан Арух». Он родился очень слабеньким, и обрезание ему сделали несколькими неделями позднее, чем полагается. Его душа потребовала у Небесного Суда дать ей возможность исполнить мицву об обрезании в положенный срок. В результате удовлетворения этой просьбы мы стали свидетелями произошедшего», – завершил БеШТ.

Понятый нами смысл слов Мирьям, дочери Амрама и Йохевед: само рождение ребёнка есть иногда необходимая деталь, без которой душа не ощущает совершенства.

«Насущный хлеб праведников»

И сказал Моше: «Прости меня, Господь, но пошли [того, кого] ты посылаешь»

        Шмот 4:13

Моше приводит Всевышнему доводы в пользу своей «профнепригодности» Высочайшей Миссии: «Кто я?» (Шмот, 4:10). «И скажут мне как имя Его?» (Шмот, 3:13). «Но ведь они не поверят мне» (Шмот, 4:1). «Человек я не речистый» (Шмот, 4:10). В завершение этого уникальнейшего из диалогов Моше использует, как кажется, «запрещённый приём»; исчерпав все рациональные причины, скромнейший из людей говорит что-то вроде тривиальной «нехочухи»: «И сказал Моше: «Да простит меня Господь, но пошли, пожалуйста, [того, кого] ты посылаешь».

Раши, основываясь на продолжении: «И разгневался Всевышний на Моше, и сказал: «Ведь знаю Я, что Аґарон, твой брат левит, он будет говорить! Также выходит он тебе навстречу и, увидев тебя, возрадуется в сердце своём» (Шмот, 4:14) комментирует: «Пошли того, кого ты обычно посылаешь – и это Аґарон» .

Раши намекает на весьма тонкое обстоятельство. Приход Моше в Египет с Миссией Всевышнего приведёт к «смене руководства». А поскольку во главе народа стоит старший брат Моше Аґарон (которого Всевышний «обычно» посылает представлять интересы своего народа), то ему предстоит уступить лидерство младшему брату.

Игра мелких самолюбий, излишняя щепетильность Моше?! Быть не может. Тогда что? Конечно же – цель и её средство!

Когда отпал вопрос о «профнепригодности» Моше Рабэйну, осталось лишь одно возражение: быть может, даже на «подсознательном уровне», Аґарон окажется «младшим»?!

Более высокой цели, чем Миссия, данная Всевышним Моше, нельзя себе и вообразить. А потому проверка средства для её осуществления – вот работа, достойная праведника. И ответ Создателя «расставляет все точки над «i»: «Ведь знаю Я, что Аґарон… увидев тебя, возрадуется в сердце своём…»

р.М-М.Гитик

Уважаемые господа!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilya@jewniversity.org

ШАБАТ ШАЛОМ!

Your browser may not support display of this image.

No comments: