Wednesday, January 27, 2010

«БЕ-ШАЛАХ», 5770.

«БЕ-ШАЛАХ», 5770.

      Уважаемые господа, шалом.

      31 января 2010 года в Москве состоится мини семинар р.М.-М. ГИТИКА

      Темы семинара

      1.Визуализация кабалы.

      **Духовная анатомия человеческого тела.

      2.Десять уровней радости.

      3.Воспитание детей.

      **воспитание или дрессировка;

      **воспитание : цель или средство;

      ** где воспитывать? В оранжерее или в большом мире?

      Семинар состоится по адресу пр.Энтузиастов,6.

      (метро площадь Ильича, далее трамваем в сторону ОТ центра, сойти на 3 остановке Душинская улица( при этом трамвай проезжает под мостом третьего транспортного кольца) , переход на другую сторону ( расположен несколько левее остановки ), пройти мимо бензоколонки ( к мосту) в здание рядом с ней- розового цвета 3 этажной с мансардной надстройкой. Вход со двора.(

      Стоимость участия 100 рублей.

      Время проведения 12.00-17.00 час.

      Дополнительная информация по телефону

    Шабат шалом. С уважением, Александр

«БЕ-ШАЛАХ»

Недельная глава «При отсылании» не просто повествует об Исходе, она является определяющей во всём, что касается понятия «свобода».

Сквозь чудо Ям Суф, через первые трения с «Женихом » и вплоть до чудовищного нападения Амалека — пьянящий, не дающий покоя воздух пустыни.

Те первые трепетные шаги народа за Своим Суженым легли в основу еврейского Бытия во все поколения:

«Помню Я тебе щедрость твоей юности, любовь твоей

брачной ночи — как шла ты за Мной в пустыне,

стране, где не сеют» (Йермияґу, 2:2).

Наименьший духовный знаменатель

И сказал Моше народу: «Не бойтесь,

стойте и увидите избавление Всевышнего,

которое сделает вам сегодня, потому

как видите вы Египет сегодня, не

продолжите видеть больше никогда, Всевышний

будет вам воевать, а вы умолкните».

Шмот, 14:13—14

Я хочу привести комментарий рава Меира-Симхи Коґэна из Двинска, который начинается с неожиданного вопроса к следующему мидрашу:

«И вода им не стена» учит, что стоял Самаэль и сказал:

— Владыка Мира, не работали ли на чужой работе Исраэль в Мицраиме, а Ты делаешь им чудеса?

Вопрос, который я хочу задать вслед за раби Меиром Симхой: «Отчего ангел Смерти «предъявляет претензии» перед чудом моря Суф, а все чудеса, сделанные Творцом в Египте, где евреи не отличались от египтян — «эти и эти работники на чужой работе», — не вызвали гневной реакции ангела-защитника Зла?»

Ответ Ор-Самеаха: «Оттого, что в Египте евреи любили друг друга» требует пояснений.

Начнём с мидраша:

Евреи, увидев фараона с войском, разделились на четыре фракции.

Были кричавшие: «Боимся!»

Им Моше ответил: — Не бойтесь!

Были кричавшие: «Бросимся в море!»

Им Моше ответил: — Стойте и увидите избавление Всевышнего!

Тем, кто кричал: «Вернёмся в Мицраим»,

Моше сказал:— Не продолжите видеть больше никогда.

А призывавшим «Давайте сражаться!» сказал Моше:— Всевышний будет вам воевать, а вы умолкните!

Обратите внимание на то, что «правильная» позиция «бросимся в море» наталкивается в мидраше на возражение Моше наравне со всеми другими!?

Объяснение Ор-Самеаха в «переводе на русский»: правильная позиция во внутриеврейской войне — это позиция…фараона! В еврейском «базаре» в выигрыше единственный — враг Израиля. Готов Всевышний терпеть страшнейшие преступления евреев при условии, что они хорошо относятся друг к другу (см. Мехилта, «Бо», п. 5).

В Египте общность еврейской судьбы была самоочевидна для сыновей Исраэля, но уже первая трещина в нашем единстве — на берегу Крайнего (Суф) моря, и встал вопрос о самом существовании тех, кому ещё только предстояло стать едино-еврейским организмом. Как говорит об этом продолжение вышепроцитированного мидраша:

И наполнился на них гневом, и хотел утопить их [евреев] — потому написано «И вода для них стеной». Слово חמה хома—«стена» без ו Вав может быть прочитано хама—«гнев».

Высочайшая из добродетелей нашего народа — ощущение общности, понимание необходимости взаимного уважения и готовности помогать друг другу лишь потому, что мы все — части одного целого.

Война жены

...Всевышний будет воевать за вас, а вы

замолкните.

Шмот, 14:14

Мудрецы, комментируя, определяют: «Муж ведёт войны жены, а жена — войны мужа». Поскольку в данном случае в роли жены — еврейский народ, а в роли мужа — Всевышний, то активная позиция, занятая Творцом в отношении египтян, очевидна. Вот только смысл такого определения?..

Если использовать классический подход: «Небеса —Небеса Всевышнего, а Землю [Он] отдал людям» (Теґилим,115:16), то получится как следствие из приведённого правила, что опасности, поджидающие наш народ в материальной сфере — предмет особых забот Создателя. Духовные же затруднения — это вполне самостоятельные работы еврейского народа.

Замечательными примерами этого утверждения являются праздники Ханука и Пурим. Их противоположность визуально наблюдаема. Юла — неотъемлемый атрибут Хануки, вращается сверху вниз, а принцип вращения трещётки, без которой нельзя себе представить чтение «Мегилат Эстер», наоборот, снизу вверх.

В Пурим евреям угрожало физическое уничтожение, в то время как греки были за укрепление здоровья еврейских тел в гимназиях и, быть может, поэтому запретили «мутить дух» всякими тораническими «прибамбасами».

В соответствии со сформулированным мудрецами правилом — в Пурим «всё на Царе царей» — не было «потерь в живой силе и технике», кроме амалекитян. А в Хануку — двадцать пять лет тяжелейшей и бескомпромисснейшей из войн (войны за душу еврейского народа). И именно они, эти «невырванные годы», дают право на продлённость еврейского Бытия.

Первые две войны Израиля (против Египта и против Амалека) и стали основой правила, сформулированного нашими мудрецами. Фараон вовсе не был кровожаден. Отнюдь. Всё, чего он добивался — вернуть евреев на стезю Египта: «Что мы сделали, отпустив Израиль от служения

нам?» (Шмот, 14:5).

Задачей Амалека была:

«Война у Всевышнего с Амалеком из поколения в поколение» (Шмот, 17:15).

Невозможность дотянуться до Творца (уж больно высоко) определила мишень — ею стали дети Создателя, Его народ.

В переводе на язык сегодняшности: «Духовность — это фронт нашей бескомпромиссной борьбы, в которой материальный тыл есть забота Творца».

В переводе на общеупотребимый язык личного счастья: если у меня, не дай Б-г, ухудшилось материальное положение, то следует молиться, но если в результате происков моего внутреннего Амалека начал угасать огонь энтузиазма, то «Бросай своё дело, в поход собирайся».

Терпение (и молитва!) в плохой материальной ситуации похвальны. Но терпеть собственное равнодушие (Амалек в пустыне случился – карха — остудил) — никогда!

No comments: