«ВА-ЯКҐЕЛЬ», 5770.
Недельная глава описывает реализацию приказа о созидании Храма. И, естественно, центральное место её — идея собрания общины.
Так же, как Храм — это соединение множества деталей, так и еврейский народ — это связанность
Без иерархии
Бецалел бен-Ури бен-Хур из колена Йе-
ґуды... и Оґалиав бен-Ахисмах из колена
Дана...
Шмот, 35:30,34
Резюмируя работу по созданию Храма, Моше упоминает имена «строителей», Бецалеля и Оґалиава. Раши подчёркивает, что Всевышний, отмечая эти два имени, соединяет два полюса. Бецалел — внук Хура и правнук Калева сына Йефунэ из самого большого и сильного колена Йеґуды, а Оґалиав «из самого “нижнего” из колен, из потомков служанок» (Раши). Такое подчёркнутое равенство при упоминании — прямое следствие главного назначения Храм — соединённости всех евреев. И хотя при сборе приношений на постройку между бедными и богатыми была ощутимая разница, заключительный аккорд — задействование — эту разницу отменил.
В качестве аналогии представим себе электронную схему. В процессе сборки в неё вставляются различные узлы. Стоимость одних непомерно высока, другие стоят сущие копейки. Но когда схема начинает действовать, то отказ любой, даже копеечной, детали приводит к параличу всего механизма.
Колено Йеґуды возглавляло движение колен по пустыне, а колено Дана заключало его. В качестве арьергардного звена оно было ответственно за помощь слабым и отстающим. Аналогия с положением нашего поколения относительно предыдущих более чем очевидна. И тем более необходимо понимание потрясающей важности задачи на нас возложенной — помогать «отсталым от еврейского народа» евреям остаться евреями.
А слабость (духовная) пусть нас не смущает. Замыкая круг существования нашего народа, мы обнаруживаем, что «табель о рангах» у Всевышнего отсутствует. И первое из колен абсолютно наравне с самым последним. Лишь бы исполняло на него возложенное.
Переведём вышесказанное на язык личности. Очевидная разница в уровнях оказывается в конечном итоге несуществующей при одном единственном условии — максимуме усилий с нашей стороны!
Самое внешнее и самое внутреннее
И сделали умывальник из меди на медном
основании из [медных] зеркал женщин,
которые собрались у входа в Шатёр Откровения.
Шмот, 38:
Любая работа, а в особенности Работа в Храме, требует подготовки. И сама по себе идея руко- и ногоомовения коґэнов перед тем, как приступить к работе, особых вопросов не вызывает. Вот только материалом, из которого был сделан «самовар»—киор (форма умывальника была точь-в-точь как у самовара, только краников было много), послужили...
Но предоставим слово мидрашу:
Увидев, что женщины принесли свои медные зеркала для изготовления
умывальника, засомневался Моше, может ли быть использована их щедрость и достойны ли зеркала, служившие исключительно внешнему, быть использованными в Мишкане.
Ответил Всевышний: — Нет лучшего места для этих зеркал, чем Мой Дом!
Мудрецы видят в странном ответе Создателя признание заслуг еврейских женщин, которые, вопреки всем неблагоприятным обстоятельствам, нашли во Всевышнем силы и продолжили рожать еврейский народ.
Устная традиция доносит до нас в деталях те ухищрения, к которым прибегал Мицраим, чтобы не появлялись на свет еврейские дети. И это в «мирное время», до указа фараона об убийстве младенцев мужеского полу и о египетском образе жизни для еврейских девочек. Итак, живописует наша традиция. Многочасовой изматывающий труд без определённых рамок (начало и конец не обозначены, психологическая нагрузка умножает физическую) и смысла (сравните с каменоломнями Освенцима и Бухенвальда) производился не по месту жительства еврейского раба. И в завершение «трудовой вахты» еврей попросту не имел возможности (о силах я пока молчу) доползти до дома.
Еврейские жёны, потратив много времени на собственную внешность (да здравствуют медные зеркала!), отправлялись в долгий путь к своим мужьям с верой во Всевышнего и Его силы.
И вопрос Моше о достойности этих зеркал «украшать» Дом Творца связан не с внешним «в квадрате» (в отражение самого по себе внешнего, добавьте косметику и получите как раз внешнее в квадрате, если не в кубе), которому они служили, а с чистотой помыслов еврейских женщин, в них глядевшихся. Ведь сказано:
«Человек видит глазами, а Всевышнему доступно [происходящее] в сердце» (Шмуэль I, 16:7).
И потому ответ Создателя «расставляет все точки над i и прямо утверждает Партнёрство еврейских женщин в деле рождения еврейского народа.
Мы же с вами, уважаемый читатель, можем по ассоциации благодарно вспомнить наших прабабушек, которые, не имея приличных квартирных условий, стиральных, сушильных и прочих кухонных машин, а также подчас хлеба насущного, рожали наших с вами дедушек и бабушек.
Обобщая вышесказанное, заметим, что самое внешнее, если идёт из души, оно и есть самое внутреннее, и «нет лучшего места для этих зеркал, чем Мой Дом».
«ПКУДЕЙ»
Заключающая вторую книгу Пятикнижия глава «Пкудей» подводит итоги сооружению переносного Храма. Но настоящим Итогом этого беспримерного строительства
Рецепт для неправедников
А из тысячи семисот семидесяти пяти
сделал крючки [вавы] для столпов.
Шмот, 38:28
Как мы уже с вами вспоминали, крючкам в отчёте Моше была отведена особая роль. Мидраш «Танхума» сообщает следующие подробности «забывчивости» Моше: Сказал Моше: — Вот я делаю подсчёт всем работам Мишкана.
В процессе подсчёта он подходит к каждой вещи, сделанной по-порядку в
Раби Менахем-Мендл из Коцка объясняет этот мидраш следующим образом. Моше видел внутреннюю суть каждой пожертвованной вещи, «сделанной по-порядку». В зависимости от чистоты помысла жертвователя, пожертвованное использовалось «по-порядку». Более высокие помыслы позволяли задействовать пожертвованное на сосуды самого высокого уровня, более «низкие» намерения, вложенные в дары, использовались ступенькой ниже и т. д. Но в медяках, из которых в конечном итоге были сделаны крючки, Моше не увидел ничего!
И тогда Всевышний преподал нам через Моше урок. Он показал, что можно сделать с тем, что само по себе никуда не годится: следует зацепить этот духовный балласт за... «столпы Торы» — за еврейских мудрецов-праведников. И тогда, хотя сами евреи не на достойном уровне, «зацепившись» за мудрецов-праведников они приобретают статус Шатра Откровения, то есть подымаются на более достойный уровень.
р.М-М.Гитик
Уважаемые господа!
Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика
звоните: 972 2 6513168
пишите: lilya@jewniversity.org
No comments:
Post a Comment