Friday, March 12, 2010

«ВА-ЯКҐЕЛЬ», 5770.

«ВА-ЯКҐЕЛЬ», 5770.

Недельная глава описывает реализацию приказа о созидании Храма. И, естественно, центральное место её — идея собрания общины.

Так же, как Храм — это соединение множества деталей, так и еврейский народ — это связанность каждого со всеми в единый организм. Третье, завершающее измерение нашего земного бытия — это время. И не случайно глава «Ва-якґель» начинается именно с шабата. Его дополнительное значение на иврите — «неделя». Шесть дней своим соединением создают возможность шабата.

Без иерархии

Бецалел бен-Ури бен-Хур из колена Йе-

ґуды... и Оґалиав бен-Ахисмах из колена

Дана...

Шмот, 35:30,34

Резюмируя работу по созданию Храма, Моше упоминает имена «строителей», Бецалеля и Оґалиава. Раши подчёркивает, что Всевышний, отмечая эти два имени, соединяет два полюса. Бецалел — внук Хура и правнук Калева сына Йефунэ из самого большого и сильного колена Йеґуды, а Оґалиав «из самого “нижнего” из колен, из потомков служанок» (Раши). Такое подчёркнутое равенство при упоминании — прямое следствие главного назначения Храм — соединённости всех евреев. И хотя при сборе приношений на постройку между бедными и богатыми была ощутимая разница, заключительный аккорд — задействование — эту разницу отменил.

В качестве аналогии представим себе электронную схему. В процессе сборки в неё вставляются различные узлы. Стоимость одних непомерно высока, другие стоят сущие копейки. Но когда схема начинает действовать, то отказ любой, даже копеечной, детали приводит к параличу всего механизма.

Колено Йеґуды возглавляло движение колен по пустыне, а колено Дана заключало его. В качестве арьергардного звена оно было ответственно за помощь слабым и отстающим. Аналогия с положением нашего поколения относительно предыдущих более чем очевидна. И тем более необходимо понимание потрясающей важности задачи на нас возложенной — помогать «отсталым от еврейского народа» евреям остаться евреями.

А слабость (духовная) пусть нас не смущает. Замыкая круг существования нашего народа, мы обнаруживаем, что «табель о рангах» у Всевышнего отсутствует. И первое из колен абсолютно наравне с самым последним. Лишь бы исполняло на него возложенное.

Переведём вышесказанное на язык личности. Очевидная разница в уровнях оказывается в конечном итоге несуществующей при одном единственном условии — максимуме усилий с нашей стороны!

Самое внешнее и самое внутреннее

И сделали умывальник из меди на медном

основании из [медных] зеркал женщин,

которые собрались у входа в Шатёр Откровения.

Шмот, 38:

Любая работа, а в особенности Работа в Храме, требует подготовки. И сама по себе идея руко- и ногоомовения коґэнов перед тем, как приступить к работе, особых вопросов не вызывает. Вот только материалом, из которого был сделан «самовар»—киор (форма умывальника была точь-в-точь как у самовара, только краников было много), послужили...

Но предоставим слово мидрашу:

Увидев, что женщины принесли свои медные зеркала для изготовления

умывальника, засомневался Моше, может ли быть использована их щедрость и достойны ли зеркала, служившие исключительно внешнему, быть использованными в Мишкане.

Ответил Всевышний: — Нет лучшего места для этих зеркал, чем Мой Дом!

Мудрецы видят в странном ответе Создателя признание заслуг еврейских женщин, которые, вопреки всем неблагоприятным обстоятельствам, нашли во Всевышнем силы и продолжили рожать еврейский народ.

Устная традиция доносит до нас в деталях те ухищрения, к которым прибегал Мицраим, чтобы не появлялись на свет еврейские дети. И это в «мирное время», до указа фараона об убийстве младенцев мужеского полу и о египетском образе жизни для еврейских девочек. Итак, живописует наша традиция. Многочасовой изматывающий труд без определённых рамок (начало и конец не обозначены, психологическая нагрузка умножает физическую) и смысла (сравните с каменоломнями Освенцима и Бухенвальда) производился не по месту жительства еврейского раба. И в завершение «трудовой вахты» еврей попросту не имел возможности (о силах я пока молчу) доползти до дома.

Еврейские жёны, потратив много времени на собственную внешность (да здравствуют медные зеркала!), отправлялись в долгий путь к своим мужьям с верой во Всевышнего и Его силы.

И вопрос Моше о достойности этих зеркал «украшать» Дом Творца связан не с внешним «в квадрате» (в отражение самого по себе внешнего, добавьте косметику и получите как раз внешнее в квадрате, если не в кубе), которому они служили, а с чистотой помыслов еврейских женщин, в них глядевшихся. Ведь сказано:

«Человек видит глазами, а Всевышнему доступно [происходящее] в сердце» (Шмуэль I, 16:7).

И потому ответ Создателя «расставляет все точки над i и прямо утверждает Партнёрство еврейских женщин в деле рождения еврейского народа.

Мы же с вами, уважаемый читатель, можем по ассоциации благодарно вспомнить наших прабабушек, которые, не имея приличных квартирных условий, стиральных, сушильных и прочих кухонных машин, а также подчас хлеба насущного, рожали наших с вами дедушек и бабушек.

Обобщая вышесказанное, заметим, что самое внешнее, если идёт из души, оно и есть самое внутреннее, и «нет лучшего места для этих зеркал, чем Мой Дом».

«ПКУДЕЙ»

Заключающая вторую книгу Пятикнижия глава «Пкудей» подводит итоги сооружению переносного Храма. Но настоящим Итогом этого беспримерного строительства был подаренный Всевышним Храм в еврейском сердце: «И покрыло облако Шатёр Откровения, и слава Всевышнего наполнила Мишкан» (Шмот, 40:34).

Рецепт для неправедников

А из тысячи семисот семидесяти пяти

сделал крючки [вавы] для столпов.

Шмот, 38:28

Как мы уже с вами вспоминали, крючкам в отчёте Моше была отведена особая роль. Мидраш «Танхума» сообщает следующие подробности «забывчивости» Моше: Сказал Моше: — Вот я делаю подсчёт всем работам Мишкана.

В процессе подсчёта он подходит к каждой вещи, сделанной по-порядку в Мишкане, и объявляет: — Забыл тысячу семьсот семьдесят пять крючков, так как не были видны.Открыл Всевышний его глаза и увидел он их, что сделаны вавы [крючки] — тысяча семьсот семьдесят пять.

Раби Менахем-Мендл из Коцка объясняет этот мидраш следующим образом. Моше видел внутреннюю суть каждой пожертвованной вещи, «сделанной по-порядку». В зависимости от чистоты помысла жертвователя, пожертвованное использовалось «по-порядку». Более высокие помыслы позволяли задействовать пожертвованное на сосуды самого высокого уровня, более «низкие» намерения, вложенные в дары, использовались ступенькой ниже и т. д. Но в медяках, из которых в конечном итоге были сделаны крючки, Моше не увидел ничего!

И тогда Всевышний преподал нам через Моше урок. Он показал, что можно сделать с тем, что само по себе никуда не годится: следует зацепить этот духовный балласт за... «столпы Торы» — за еврейских мудрецов-праведников. И тогда, хотя сами евреи не на достойном уровне, «зацепившись» за мудрецов-праведников они приобретают статус Шатра Откровения, то есть подымаются на более достойный уровень.

р.М-М.Гитик

Уважаемые господа!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilya@jewniversity.org

ШАБАТ ШАЛОМ

No comments: