Sunday, March 28, 2010

«Цав», 5770.

«Цав», 5770.

Уважаемые господа, шалом.

31.03 в 17.30 состоится открытая лекция профессора Риппса «Коды в Торе». Алрес проведения лекции: Кирьят Унгвар (Рамот Полин, Иерушалаим), дом 806, кв.19. По вопросам проведения и поиска места обращаться к Михаилу Виндышу: 02 586 4226.

Порядок Лейль ґа-Седер

Галут – это вопрос. Геула – это ответы. Смысл Лейль ґа-Седер – задавание вопросов и утверждение наличия ответов, то есть Миропорядка – седера!

Седер построен вокруг числа четыре четыре бокала, песах (пасхальный барашек, в память о нём – афикоман), маца, марор (горькая зелень). Четыре вопроса, четыре сына, четыре мацы (одна, преломленная на две, из которой большая часть – цафунспрятанное, потаённое – символизирует Геулу, невидимую за Галутом).

Продемонстрируем формулу Три + Один на четырёх вопросах:

Маца – работа – Поступок – Мальхут

Марор – горечь – Эмоция – Зеир Анпин

Обмакивание – ... – Мысль – Бина

Прокомментируем: первое обмакивание – котонет Йосефа, которую братья окунули в кровь барашка, второе – помазанные кровью песаха косяки еврейских дверей. Начало Галута – ненависть братьев. Завершение Галута – признание близости евреев друг другу через тысячи километров, их разделяющих, посредством крови на косяках (равносильно заявлению: «Национальность?– Да!»).

Галут и Геула неразрывны: маца – символ бедности и свободы, марор вместе с харосет.

Правое – основное превалирует над левым – второстепенным. Это и есть свобода! Быть божественным человеком!

Ещё раз о бесконечности Торы

"Это учение ола ]вознесение[, та

самая ола, которая возносится ]ола[

на костёр жертвенника всю ночь

до утра"

Ва-йикра, 6:2

Неоднократно встречаясь с бесконечной глубиной Пятикнижия, мы однако (стереотип ограниченности вбитый в нас всеми пятью чувствами) вновь поражаемся всякий раз при очередном рандеву с божественным. На этот раз мидраш мудрецов и объяснения к нему рава Моше Шапиро позволяет нам увидеть корбанот в абсолютно непривычном ракурсе:

"Для того сказано "та самая, которая возносится (ола) на костёр", чтобы] определить[, что та самая которая возносится на костёр – это мальхут ]царство, на иврите женского рода[ Эдома ]западная цивилизация[, которая вознесла себя, как сказано "Если вознесёшься как орёл. И если меж звёзд…" (Овадия 1); и судится через огонь: "…суд сел и книги открылись. Смотрел я тогда из-за звука слов высокомерных, которые произносил рог ]царство Эдома[, пока не увидел, как был убит зверь, а тело его сокрушено и отдано на сожжение огню" (Даниэль, 7:11).

Мидраш Танхума 96, параграф 2

Мудрецы, как следует из мидраша, - усматривают прямую связь между огнём, полыхавшем на жертвеннике, и четвёртым (и последним) галутом евреев у западной цивилизации – царства Эдома. Для того, чтобы эта связь стала видна и нам, попробуем заново увидеть идею корбанот с помощью мудрецов, естественно.

Рабейну Йона из Гирунди так определяет корбан: "Суть корбана…мы учим из связывания ]заклания[ Ицхака, который был связан на горе Мория".

Рав Моше Шапиро объясняет сказанное в этом определении следующим образом. Работа нашего праотца Ицхака в этом мире была, как известно1, раскрытие и реализация категории Суда. Именно поэтому связал себя Ицхак перед Всевышним, осуществляя идею: "Всевышний единственно сущий в мире и не существует ничего кроме Него" (цитата из книги "Гвурот hАшем" Маhараля, глава 69).

Задача огня на жертвеннике, как и вообще работа через корбанот, - это проявление в нашем мире принципа Суда, как уничтожения всего с Творцом не связанного. Уничтожение всего отделяющего нас от Создателя – вот высшее назначение корбанот. Оттого Пятикнижие называет корбанот "ишэ – огненность", что субстанция огня уничтожает самостоятельное существование предметов этого мира. Попросту, плазма – это убирание формы, перевод вещей "самостоятельно сущих" на уровень энергии, общеосновы.

Теперь перекидывание мостика от жертвенного огня к истокам западной цивилизации становится несложным. Нужно лишь вспомнить сказанное пророком:

"Сказал Всесильный: "И будет дом Яакова огнём, и дом Йосефа язычком пламени, а дом Эйсава – соломой…" (Овадия, 1: )

Собственно, визитная карточка Запада – это его достижения. И мы говорим сейчас не только о технологическом прогрессе последних трёх веков. Ещё римская республика удивляла мир удивительным устройством и вооружением своей армии. Но и то и другое не более чем внешние средства для раскрытия вполне выразимой сущности – волшебного слова "Могу!"

Сделанный Эйсав (его имя на иврите) подчёркивает законченность и определённость в отношении к Цели. Этот подход, как и его "собрат" Ишмаэль (буквально "тот, кого услышит Всесильный", то есть не знающий предела и границ в осуществлении своих желаний2) являются очевидной альтернативой идее корбанот и вообще Торы.

Если задача, которую Всевышний поставил перед людьми – это соединённость, то есть убирание Эго, "связанность Ицхака", то цивилизации западная и исламская являются, каждая по-своему отрицанием этой Цели всех Целей.

И "вознёсшегося Эйсава" ожидает огонь самоуничтожения на жертвеннике Всевышнего. О чём в форме мидраша и сообщили нам наши мудрецы.

р.М-М.Гитик

Уважаемые господа!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilya@jewniversity.org

ШАБАТ ШАЛОМ

1 comment:

LЁD said...

Читаю,до чего ж мудрые слова!
Кто же автор?Читаю,Гитик!
Мудрейший рав Гитик)))
Еще раз благодарю Всевышнего за встречу с этим неустанным тружеником