Friday, March 19, 2010

«ВА-Йикра», 5770.

«ВА-Йикра», 5770.

Просто любовь

Раби Менахем-Мендл Шнеерсон предлагает соотнести все виды корбанот с тремя категориями, символами которых будут "хатат" (буквально "промах"), "шламим" ("цельные, совершенные") и "ола"("восхождение, возвышение").

Первая из категорий прямо связана с идеей исправления совершённых человеком ошибок. ("Хатат" приносится за непреднамеренное нарушение сутьевых правил иудаизма, например, шабата. То есть ситуаций, типа: хотели, как лучше, а получилось, как всегда!)

Вторая призвана поддерживать правильные рамки отношений между материальным и духовным. Иначе – между личностью, обществом и Создателем. Именно поэтому в "шламим" части животного корбана "гармонично" распределялись между приносившим корбан, коhэном-исполнителем, а часть принадлежавшая Создателю сжигалась (воскурялась) на жертвеннике. Именно на такой смысл "шламим" указывает само название – мирные, цельные, совершенные.

Третья, и, как мы увидим, самая высокая из категорий, не имеет ясно выраженной цели. Этот корбан целиком сжигался, возносился на жертвеннике (о птицах и связанных с ними исключениях из правил мы поговорим в дальнейшем). Само его название – вознесение – несомненное свидетельство высокости предназначения, которую раби Шнеерсон определяет как …просто любовь.

Всякий раз наше обращение ко Всевышнему подразумевает наличие у нас какого-то недостатка, включая и недостаток связи (о котором "заботятся" "шламим"). И если Исраэль просто, без наличия видимой (рациональной) причины возносит "ола", то причина – любовь к Всевышнему!

Интересно, что мудрецы отмечают как "побочный" эффект корбана "ола" исправление дурных мыслей у человека. (Подробнее об этом в следующий главе.) Мне кажется, что в данном случае срабатывает принцип "мера против меры": любовь, самое внутреннее из чувств, очищает самые потаённые закоулки того, что у психологов называется подсознанием. Но это – лишь следствие, ведь у настоящей любви нет, и не может быть причин!

Месирут нефеш

«И душа когда приблизит

корбан Минха Всевышнему,

манка будет его приношением»

Ва-йикра, 2:1

«Не сказано «душа» во всех добровольных корбанот, а лишь в «минха» (приношение, подарок). Кто обычно приносит в подарок манку (муку)? Нищий! Сказал Всевышний: «Засчитываю я ему ]нищему[ как будто отдал (приблизил) свою душу» (Трактат «Менахот», 104)» - РаШИ.

Попробуем с помощью этого комментария увидеть заново внутренний смысл корбана. Очевидно, что нищий отрывает от своей животной души – нефеш, и потому так высок его подарок.

Давайте вспомним снова, не очень понятную ссылку на первого человека и идеальность его приношения: «Человек, который приблизит» - «Сказал Всевышний человеку пусть будет твой корбан подобен приближению первого человека, который владел всем, и не приближал не из украденного, не из добытого разбоем. Также и ты не приближай из украденного и добытого разбоем» (Мидраш Ва-йикра раба, 2:7).

Первый человек включал в себя весь мир, как сказано: «Его рост был от земли до неба», а следовательно его приближение принципиально отличалось от нам знакомого: «Ведь из Твоей руки даём Тебе» (Теhилим,). Первый человек отдавал часть самого себя! Именно так постуает нищий приближающий подарок Творцу – «нефеш» - животная душа – жизненные силы – «отдал свою нефеш», то есть такая минха очевидный «месирут нефеш» – «передача души», самоотдача, самопожертвование.

Поясним наши весьма далекоидущие выводы примером. Он тем более важен, что объясняет отчего даваемое нищим/ первым человеком принципиально отличается от даваемого обычно, ведь и кусок хлеба нищего, и сам первый человек – всё от Создателя!

Не так давно, один американский еврей пожертвовал на нужды бедняков в Песах («кимхэ дэ писхэ») три миллиона долларов. Дабы выразить ему признательность в надлежащей форме, было составлено письмо, в котором превозносилась его «месирут нефеш» в деле помощи беднякам, и самые уважаемые раввины должны были поставить свою подпись под письмом. Один из духовных лидеров нашего поколения, рав Штейнман, отказался.

После повторных, убедительных просьб, он объяснил что ему известно личное достояние этого еврея – более четырёхсот миллионов долларов и потому о" месирут нефеш" и речи быть не может.

«Вот если бы он пожертвовал триста девятосто семь миллионов, а себе оставил бы всего три» - сказа рав Штейнман с улыбкой – «тогда бы это была бы "месирут нефеш" на самом деле». Корбан это приближение души, самоотдача и потому «Мера за меру» это приближение, то есть подаренная Всевышним близость!

И в завершение объясним связь между созданием Микдаша и появлением Мишкана (часть вторая, глава 7): «И сделают мне Микдаш и буду обитать среди них» (Шмот, 25:8).

Если еврей «передаёт» свою душу, действует с «месирут нефеш», отдаёт часть себя, то на освободившееся место приходит Шхина. Те мицвот Всевышнего, в которые мы вкладываем свою душу (делаем – «наасе», с душой – «нишма») позволяют Создателю одарить нас своей близостью.

Действиеэто единственный мост перекинутый над пропастью разделяющей два полюса человеческой личности – мозг и сердце.

р.М-М.Гитик

Уважаемые господа!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilya@jewniversity.org

ШАБАТ ШАЛОМ

No comments: