Sunday, July 4, 2010

«Пинхас», 5770.

ЗАЧЕМ ЗАВТРА?
«Пинхас», 5770.
Мы начинаем запись на семинар - Шабатон в Старом городе – Шабат накануне Рош
а-Шана. Подробности – см. во флаере.
В начале июля состоятся семинара р.Гитика в Москве и СпБ.
а. Москва. 2-3 июля состоится семинар-шабатон р.М.-М.ГИТИКА
Концепция дарования Торы как вечности и совершенства формы.
** лошадь как символ Египта и “дьявольское” число 666;
** “рожденный женщиной” как возмутитель духовной реальности;
** как Боаз заслужил вечность.
Семинар состоится по адресу пр.Энтузиастов,6.
(метро площадь Ильича, далее трамваем в сторону от центра, сойти на 3-ей
остановке Душинская улица) при этом трамвай проезжает под мостом третьего
транспортного кольца), переход на другую сторону (расположен несколько левее
остановки), пройти мимо бензоколонки (к мосту) в здание рядом с ней - розового
цвета 3 этажной с мансардной надстройкой. Вход со двора.
Стоимость участия 300 рублей.
Запись по телефону 9104344478 Елена. avigail1313@gmail.com Авигаиль.
Предварительная запись обязательна.
б. Санкт-Петербург. 8 июля состоится лекция р.М.-М.ГИТИКА
Лекция состоится в помещении синагоги.
с. Санкт-Петербург. 9-10 июля состоится семинар-шабатон р.М.-М.ГИТИКА
Концепция дарования Торы как вечности и совершенства формы.
** лошадь как символ Египта и “дьявольское” число 666;
** “рожденный женщиной” как возмутитель духовной реальности;
** как Боаз заслужил вечность.
тел. 972 2 6513168, tutor@jewniversity.org , http://www.jewniversity.org
ЗАЧЕМ ЗАВТРА?
Стоимость участия в семинаре 300 рублей.
Запись по телефону 9500447509 Ривка Вайханская. avigail1313@gmail.com Авигаиль.
Предварительная запись обязательна.
«Пинхас»
Край беспредела
«И говорил Всевышний к Моше,
сказать: Пинхас сын Эльазара…
возвратил гнев Мой на сынов
Бе-мидбар, 25:10-11
Странный глагол «возвратил» – ґишив (корень шав – «возвращаться») вместо
ожидаемого «отвратил», «погасил» или «убрал», позволяет увидеть всю губительность
совета Бильама мидьятянам с одной стороны, и уникальную глубину охвата создавшейся
ситуации Пинхасом бен Эльазаром – с другой.
Бильам, который, как сообщает Устная Тора, пытался задействовать «момент
преуспел
посоветовал
мидьятянам,
«наверху»,
Всесильного»,
как
мы
учили
недельной
главе

недельным
главам»
книги
Бе-мидбар),
соотвествует
изначальному замыслу Всевышнего – сотворить мир в соответствии с жёсткими
требованиями категории Суда. Именно несоответствие нашего народа этим высочайшим
стандартам могло оказаться гибельным для нас по задумке Бильама.
устанавливающей
чёткие
границы
дозволенного,
противостоит безграничное давание – хесед. Мидьятянки «с крепким телом» – это
практическое олицетворение беспредельного хеседа.
Пинхас бен Эльазар смог не только поставить правильный диагноз происходившему,
но и найти «сильнодействующее средство» – аналог «моменту гнева Всесильного».
Смысл слов «возвратил гнев Мой» – замкнул цепь «верхнее – нижнее», раскрыл здесь,
на земле, присутствие жёстко ограничивающей категории Суда.
Немедленное, вслед за преступлением, воздаяние, моментально остановило
пожирающую еврейские жизни эпидемию. Урок «Суда на Земле», наглядно преподанный
Пинхасом, вернул (привязал) земное к небесному, однозначно определив край
тел. 972 2 6513168, tutor@jewniversity.org , http://www.jewniversity.org
ЗАЧЕМ ЗАВТРА?
В качестве интеллектуального бонуса мы получаем ответ на вовсе не тривиальный
вопрос: «Отчего в главе «Пинхас», начинающейся с невероятно высокой оценки
Всевышним Пинхаса бен Эльазара, восприемником Моше назначается… Йеґошуа бен
Ответ: ну, конечно же, как сказано в мидраше: «Увидел Всевышний, что не может
мир сущестововать по категории Суда, и добавил к ней категорию Рахамим (отсрочку,
по-нашему!)». Оттого Пинхас – это Элияґу, обличающий преступления Израиля и
убивающий пророков Баала, а руководство народом – это «средняя линия», рахамим!
Зимри бен Салу
«А имя человека из Израиля
убитого… Зимри бен Салу,
глава отчего дома Шимона»
Бе-мидбар, 25:14
Вопрос, который буквально вопиет к ответу: как мог один из величайших евреев
величайшего поколения, избранный Всевышним через «урим и тумим», совершить
публичное надругательство над запретом Торы?
В особенности, если в «острие» вопроса поместить следующий факт: гильгуль
(воплощение) душы Зимри бен Салу – это душа раби Акивы!
Как и полагается интересному вопросу, он содержит «направление» ответа. Конечно
же, в основе поступка главы колена Шимона была идеология.
Но начнём по порядку, с мидраша описывающего реализацию мидьятянами
убийственного совета Бальама. Прямо посреди пустыни, в непосредственной близости
к лагерю Исраэля мидьятяне открывают… рынок. Продают в основном лён и иже с
ним материи. Когда любознательные евреи пустыни «идут по базару купить кой-какого
товару», и естественно прицениваются, то ответ старушек-продавщиц повергает их в
изумление даже с учётом отсутствия в пустыне конкуренции.
В ответ на удивление поражённых ценами евреев, старушки предлагают им зайти
в рядом стоящий шатёр, где уже вовсе не старушки, а совсем наоборот, предлагают
по самым доступным ценам, и не только полотно. Неустоявщие перед атакой половых
гормонов евреи соглашаются (и даже с радостью!) справить перед половой нуждой свои
большую и малую нужду на находящегося в шатре истукана по имени Бааль Пеор1. Их
радость от непонимания того, какое преступление они тем самым совершают – чужая
Чуть ниже, в следующем комментарии, мы рассмотрим смысл этой чужой работы
тел. 972 2 6513168, tutor@jewniversity.org , http://www.jewniversity.org
ЗАЧЕМ ЗАВТРА?
работа – авода зара! Ужасающие последствия – мор – легко предсказуемы.
И именно в этот момент в действие вмешивается Зимри бен Салу, глава колена
Шимона. Рав Шер из Слободки объясняет, что его доводы были логически безупречны.
Судите сами. Причина гибели евреев – это чужая работа. Именно этот запрет один
из трёх, ради ненарушение которых еврей обязан жертвовать жизнью. Как мы увидим
дальше «возревновал Моей ревностью» – несомненно указует на «супружескую измену»
– авода зара. Таким образом, ради спасения жизни следует любым средством прекратить
Но как мы уже видели, чужая работа вовсе не была самоцелью. Напротив.
Движитель «поддавшихся» евреев был половой инстинкт, и идея чужой работы была
им глубоко чужда. По сути Бааль Пеор был лишь необходимым, хоть и нежелательным
довеском к блуду. И Зимри бен Салу, движимый желанием спасти евреев, решил
разорвать страшную связь между развратом и чужой работой, потребовав разрешить на
В пользу данной версии «работают» все детали сюжета. Если бы Зимри был одержим
страстью, то простите, куда ему следовало вести «заморскую принцессу» Косби?!
Правильно, в кусты, в шатёр, в любое уединённое место. Но никак ни перед светлы очи
Моше и старейшин! И если бы главой колена Шимона руководили бы низменные страсти,
то в чём смысл его вызова Моше: «Разрешена ли эта мне, а если нет, то кто разрешил
тебе [жениться] на дочери Йитро??» И почему реакция старейшин – мнение Торы,
ґалаха, не просто гробовое молчание, «а они плакали у входа в Шатёр Откровения»?!
Логические построения Зимри бен Салу, на первый взгляд, были безупречны.
Действительно, разрешив на время разврат, можно было бы спасти жизнь погибавших
вследствие чужой работы евреев, а затем, «проведя между ними разъяснительную
работу», убрать и это временное разрешение. Вот только Зимри позабыл об эталонности
домов
Шимона»
к
Моше
можно
интерпретировать
следующим образом: ради высокой цели (спасение народа!) берут в жёны даже дочь
Неправомерность действий Зимри бен Салу, объясняет рав Зоненфельд, следует из
основополагающего принципа: средство – органическая часть цели. А, следовательно,
недостаток (некошерность) средства – это недостаток (некошерность) цели.
Нам осталось лишь объяснить (для полноты концепции) каким образом поступок
Пинхаса бен Эльазара, направленный против знута, оказался столь спасительным. Но об
этом уже в следующем комментарии.
В заключение несколько слов об упомянутом нами комментарии Аризаля об
исправлении личности Зимри бен Салу через жизнь раби Акивы. Двадцать четыре тысячи
тел. 972 2 6513168, tutor@jewniversity.org , http://www.jewniversity.org
ЗАЧЕМ ЗАВТРА?
погибших учеников раби Акивы параллельны погибшим в губительной эпидемии евреям
из колена Шимона. Высокость Зимри противопоставлена первым сорока годам жизни
безграмотного пастуха. Главная роль в падении первого и возвышении второго играет
крайнее поведение незауряднейшей женщины. Подробнее об этом – комментарий в
аудиокурсе «Путешествие по недельным главам II».
р.М-М.Гитик
Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика
ШАБАТ ШАЛОМ!

No comments: