«Ваетханан», 5770.
Тора как причина осторожности
«Тогда отделил Моше три города в Заиорданье
к восходу солнца, чтобы мог убегать
туда убийца, который убьёт
ближнего своего без умысла,
не будучи врагом ему»
Дварим,4:41-42
Возвращение Торы к теме непредумышленного убийства и городов-убежищ, как непосредственное продолжение темы унаследования Эрец Исраэль (отсюда – упоминание лишь трёх из шести городов, городов-убежищ, завоёванных под началом Моше), позволяет нам увидеть новые грани известного#.
Внутри общих рамок «приближения к Земле», конкретизации Закона, мы познакомимся с комментарием рава Шера (школа «Слободки»), удивительно своеобразно рационализирующем идею «убийцы по ошибке». Рав Шер в качестве отправной точки своей попытки ответа на вопрос: «Так в чём всё-таки вина невинного убийцы?» берёт комментарий РаМБаНа о приближении «хатат» (на «Ва-йикра», 4:2):
«Так как все нарушения приводят к осуждению души и создают [как бы] недостаток в ней, и не может достичь совершенства без очищения от промаха».
Но приближение – «хатат», обязательное для «нечаянного убийцы», как мы знаем, включает рукоположение, исповедь и тшуву, а, следовательно, речь идёт не только о будущем очищении, но и о признании в конкретной вине. Но в чём она?!
Усугубим вопрос крайним примером. Отец, подымаясь по лестнице, спотыкается, падает и убивает собственного малолетнего сына. Очевидно, что попытка обвинить его хоть в чём-нибудь натолкнётся на сверхсерьёзные возражения.
Рав Шер делает единственно возможный (конкретный, а не общефилософский) вывод. Статья обвинения «случайного убийцы» – недостаточная осторожность в своём отношении к величайшей ценности – человеческой жизни!
Вспомним сказанное мудрецами: «Тора приводит к осторожности, осторожность приводит к быстроте…» (трактат «Авода зара», 20:2). Именно на фундаменте этих слов построил РаМХаЛь свой «Путь праведных», и именно они, по мнению рава Шера определяют основной практический результат принятия еврейских ценностей. Внутренняя шкала ценностей определяет бережность нашего отношения к объекту.
Инкрустированный золотом хрустальный бокал и глиняная чашка, попав в наши руки, получат совершенно разное отношение, хотя мы не желаем разбить ни то, ни другое. И бережность, осторожность и предусмотрительность – прямые следствия нашей оценки. Чем более скорректирована наша шкала ценностей с Торой, тем осмотрительнее мы будем себя вести во всём, связанном с человеческой жизнью (в частности, со своей), и не только, естественно.
И при всей несомненности любви отца – нечаянного убийцы – к своему сыну Тора обрекает его на изгнание в города-убежища левитов. Там, находясь под влиянием евреев, чей надел – Всевышний и Его Тора, сможет несчастный и неосторожный отец исправить свою систему ценностей и поправить свою жизнь.
Интересно, что мидраш усматривает в действии Моше: «отделил… три города в Заиорданье к восходу солнца» урок… быстроты (поспешности):
«Что означает: «Кто любит деньги, не насытится деньгами»? – Это наш Учитель Моше, который знал, что три города в Заиорданье не принимают [нечаянных убийц], пока не выбраны три города в Стране Кнаан [то есть после захвата и раздела Страны], но сказал: «Мицва, идущая ко мне в руки, – исполню» (трактат «Макот», 10:1).
А РаШИ позволяет понять необычное: «к восходу солнца», обращая наше внимание на будущее… время глагола «отделит», подобно «тогда запоёт» из книги «Шмот». Здесь очевидный намёк на будущую Геулу, которая началась (смотрите комментарий «Шаг навстречу» из главы «Матот» четвёртой части) с восточной части Эрец Исраэль.
Вопрос, на который нам осталось ответить, однозначно, «фирменный»: «Ну и какое это имеет значение для меня, здесь, сегодня, сейчас? Ведь нет у нас городов-убежищ и первосвященника, да и слава Б-гу, мы не совершаем в большинстве случаев «нечаянных» убийств».
Ответ мудрецов, открывающий вечный смысл слов Пятикнижия: «Слова Торы принимают [как города-убежища]» (трактат «Макот», 10:1). Объясняет раби Менахем-Мендл Шнеерсон: «Принимают» того, кто «убил душу», т.е. порвал со своей еврейской душой, перестав исполнять мицвот, дающие с ней связь.
Нарушившему Закон и отрезавшему себя от Вышнего говорит Тора: не отчаивайся – есть «убежище». Погружение в Учёбу не только исправляет бывшее, но и даёт совершенно новое восприятие, обновляет человека, позволяя ему продолжать жизнь без покушений тёмного прошлого на светлое будущее.
Без возврата
«Голос великий
и непрекращающийся»
Дварим, 5:19
Одной из тех дополнительных характеристик, которыми Моше живописует Синайское Откровение, является «голос великий и непрекращающийся». Как и все другие добавочные детали, сообщённые Моше, «коль… ло ясаф» несёт в себе дополнительные грани того бесконечного, что было на Синае. Из множества комментариев мудрецов, объясняющих феномен «непрекращающегося голоса», попробуем с помощью сказанного раби Менахемом-Мендлом Шнеерсоном увидеть удивительную глубину оного:
«ло ясаф – непрекращающийся» – значит, что у этого голоса не было эха (Мидраш «Шмот Раба», завершение раздела 28).
Вспомним, во-первых, что эхо – это возвращённая предметом (препятствием) звуковая волна. И чем твёрже поверхность предмета, тем сильнее будет отражённый звук. «Рыхлость» препятствия поглотит звуковую волну и не создаст эффекта эха вообще.
Величие (из ряда вон выходящесть) голоса Всевышнего, объявившего: «Я – Всевышний, Всесильный ваш», – состояло, в частности, в том, что ничто не могло стоять на его пути, не было материального предмета во Вселенной, способного отразить этот Голос. Он проникал в самую суть материальных объектов и проявлял их изначальную божественную сущность.
Там, на Синае, было то, что будет достигнуто завершением этого мира: «И открылась Слава Всевышнего, и видели всякой плотью» (Йешайаґу, 40:5), – даже вполне материальная оболочка будет реально ощущать (видеть) раскрытие Создателя. Так же, как Дарование Торы привело к тому, что вся материальность мира стала приёмником Голоса Творца.
Для нас с вами этот урок Синая означает невероятную «проникновенность» слов Торы. В отличие от любой информации, которая абсорбирует для своего местонахождения поверхность, слова Торы проникают внутрь людских сердец и внутрь вовсе неодушевлённых предметов.
Именно с этим качеством голоса Творца связаны просьбы мудрецов использовать предметы-свидетели их Учёбы или добрых поступков как «антураж» захоронения. Они, эти весьма обыкновенные столы, стендеры (стояки-опоры) и тому подобные предметы, впитали в себя такое количество Торы и Добра, что стали частью следующего Мира.
Нет более достойного перевода идеи «проникновенности» слов Торы в плоскость зримости, чем следующая история. В конце девятнадцатого столетия в связи с развитием инфраструктуры путей сообщения возникла необходимость переноса еврейского кладбища. «Хевра кадиша» – похоронное братство – перезахороняло все могилы древнего кладбища «на Вкраїні милій». Изумление этих евреев при виде открывшегося их взору в одной из могил не поддаётся описанию.
В могиле – достаточно древней и, очевидно, еврейской – лежал человек, как будто вчера похороненный, в полном облачении… православного священника! Таким образом, была буквально «раскопана» удивительная история.
За полтора века до описываемых событий равом местечка был еврей, более всего известный своей заботой о выдаче замуж сирот и бесприданниц. Деньги для замужества он собирал, лично обходя всех евреев в округе. Однажды ему попался особо тяжёлый случай. Кроме всех своих недостатков, девушка-сирота была ещё и инвалидом. И, чтобы найти ей приличную пару, требовалась необычно большая сумма денег. Когда были использованы все имеющиеся средства местных евреев, рав решил обратиться к одному печально известному богатею. Известен он был крайне негативным отношением к нищим. Самое большое, на что мог рассчитывать по незнанию попросивший у него цдаку, – это проповедь на тему «не будь лодырем – работай!»
Но недостающая сумма была так велика, а все остальные возможности уже исчерпаны, что рав постучался к этому еврею. Узнав, что привело равина местечка в его дом, еврей отреагировал приблизительно так: «Ага, рав из любви к ближнему хочет взять честно нажитые мною деньги и в результате увеличить собственную славу. Если рав докажет мне, что поступает исключительно во имя Небес, то я, так и быть, выделю необходимую сумму». – «Но как могу я доказать чистоту своих намерений?» – удивился рав. – «А вот как, – ответил хитроумный еврей, – пусть уважаемый равин оденется в одежды попа и в таком виде пройдёт средь бела дня по всем улицам нашего местечка».
Именно это нетленное одеяние, в котором рав повелел себя хоронить, и было открыто евреями Хевра Кадиша через сто пятьдесят лет после произошедшего!
Время молитвы
«И взмолился я
ко Всевышнему
в ту пору, говоря»
Дварим, 3:23
«В ту пору» – Моше учит нас, что в любое время и в любом положении не должен человек отчаиваться в милосердии Создателя, как сказано: «Время несчастий, и из него придёт Его избавление» (Йермияґу, 30:7).
«Говоря» – сообщить всем поколениям, чтобы не отчаивались из-за несчастий. Оттого читают в Шабат после Девятого Ава главу «Ва-этханан» и её ґафтару «Нахаму, нахаму» – «Утешайте, утешайте» из пророка Йешайаґу.
р.М-М.Гитик
Уважаемые господа!
Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика
звоните: 972 2 6513168
пишите: lilya@jewniversity.org
ШАБАТ ШАЛОМ!
No comments:
Post a Comment