Thursday, September 6, 2007

Ницавим - Ваелех, 5767

«Любовь с первого взгляда»

«Благополучие, мир будет у меня, поскольку
путём собственных желаний пойду»
(Дварим 29:18)

Это предложение в моём переводе (основанном на идеях рава Моше Шапиро) звучит особенно нелепо. Причину собственного благополучия мерзавец видит … в отрицании воли Творца!?? Если мы учтём, что Тора никогда не называет мерзавцами простодушных недотёп, то фраза приобретает особенно зловещий смысл, который мы и попробуем раскрыть.
Глава «Ницавим», продолжая тему главы предыдущей, также говорит о союзе с Создателем и о тех последствиях, которые будет иметь выполнение, или, не дай Б-г, не выполнение этого союза. Учитывая взаимную ответственность евреев, и невыносимые кары, которые неминуемо обрушаться на наш народ при нескрупулезном соблюдении закона, может показаться разумным отношение типа: «Я – не я, и хата не моя!» Действительно, сами посудите, исключая себя из числа евреев – действуя в соответствии с собственными пожеланиями, можно, казалось бы, избегнуть Катастроф еврейского народа.
Глава «Ницавим», расставляя все точки над i, представляет наш народ как единую и (да-да!) неделимую сущность, тем самым обрекая на ужасающую бессмысленность попытку избежать обще-еврейской участи!
В качестве морали – быль из «Архипелага Гулага». В одном из мест «не столь отдалённых» политзаключённые как на редчайший музейный экспонат приходят смотреть на шестнадцатилетнего юнца, который написал то ли стихотворение, то ли листовку против Сталина и сталинизма, и сидел за дело! Все же остальные (многотысячный лагерь!) сидели в соответствии со следующим классическим анекдотом: «Сколько?» - «Десять лет!» - «За что?» - Да ни за что!» «О! А раньше за «низашто» пять лет давали!»
Представляете, как обидно разделить обще-еврейскую трагедию, даже не считая себя евреем!


«…Ведь вы же знаете, как жили мы в земле Египетской, и через что прошли мы среди народов, через которые вы проходили. И увидели гадости и мерзости их, дерево и камень, серебро и золото, которое у них. Может найдется среди вас... ...который отвернется от Вс-го Всесильного вашего идти служить этим гойским божествам »
Дварим 29: 15-18


Рав Шер, возглавлявший ешиву Слободка в послевоенные годы, обращает внимание на следующий факт: Стоящие перед Моше – это поколение пустыни, и ссылка на их предыдущий отрицательный опыт, также как и предположение о возможной измене, вызывает, по меньшей мере, недоумение, которое рассеивается предыдущим (по отношению к процетированным) пасуком: “Не с вами одними заключаю этот союз...но и с теми, которых нет с нами сегодня.”
Очевидно, заключает рав Шер, что Моше предупреждает о будущем, чьи корни, точнее зерна, уже заложены в настоящее. Попробуем, опираясь на данный вывод, расшифровать символы, Торой использованные: “гадости и мерзости, дерево и камень, серебро и золото”.
Крепкие задним умом, увидим в дереве крест, а в камне – каабу (священный камень мусульман, дефилированием вокруг которого отмечается их главнейший праздник). Если также увидеть в гадостях путь к Мерзости, то иврит позволит ассоциировать серебро – кесеф со средством (кесеф на иврите обозначает стремление), а золото – заhав c “зе hав” – "это принеси" – с целью.
Завершаем комментарием Виленского Гаона на пророчество Даниэля о квартете “чудищь - царств”. У четвертого, и самого страшного из них (символизирует царство Эйсава – западную цивилизацию), вырастают рога (символ действия, точнее, злодействия): “тогда же хотел я истины о четвертом звере, что не похож был на остальных больно страшен – зубы у него железные, а когти медные, и о десяти рогах, что на голове у него, и о другом [роге], что появился, и из-за которого выпали 3 [прежних] (Даниэль 7:19-20) . Этот рог рав Элияhу определяет как исламскую цивилизацию!
Р.М-М.Гитик

«Новизны учеников очарование»

Ницавим-Ваелех. Если не сейчас то когда?

Виленский Гаон говорит что пятая книга Торы – вся книга Дварим - это одно длинное пророчество растянутое на шестую тысячу лет. Книга Дварим дает описание событий нашего тысячелетия. Вся книга Дварим поделена на десять частей – и каждая часть соответствует определенному столетию. Как вы уже догадались недельные главы Ницавим-Ваилех (номер 8 в пятой книге Пятикнижия) дают описание нашего времени. 5767 год подходит к концу – то есть мы находимся внутри восьмого столетия шестого тысячелетия.

Итак, недельные главы Ницавим-Ваилех соотвествуют времени между 5700 и 5800, или с 1939 по 2039 год по грегорианскому летоисчислению. Тяжело не увидеть связи между этим пероиодом времени и тем что описано в этой недельной главе. В начале главы идет описание проклятий и казней сравнимых с разрушением Содома и Гоморры. Отдельно указано что масштаб катастрофы заставит задуматься даже другие народы, и они будут спрашивать ”за что такое наказание?” (Ницавим 29:23)

Сразу после разрушения описывается возвращение еврейского народа в землю Израиля. ”Даже если будете разбросаны по краям небес то Всевышний соберет и оттуда”. Эта последовательность очень похожа на знакомые всем исторические события. Естественно возникает вопрос: хорошо, это описание того что произошло 60-70 лет назад, а что сказано про наше время?

Рав Пинхас Винстон обращает наше внимание на интересную деталь – в Ницавим 30:11-14 речь идет о том что Тора будет чрезвычайно доступна: ”она не скрыта и далека от тебя… не на небесах ... и не за морями”. Последние несколько десятилетий мир Торы переживает издательский взрыв: появились качественные переводы и комментарии, информация о разнообразных взглядах и течениях широко распространена, существует море аудио и видео классов в том числе и на интернете.

И теперь в связи со всем этим разнообразием и легкодоступностью Торы вопрос Хилеля звучит еще актуальней : ”Не говори что у тебя сейчас нет времени – может быть у тебя никогда не будет времени” и “Если не сейчас то когда?”


р.Илья Гладштейн



Уважаемые читатели, шалом!
Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика
звоните: 972 2 6513168
пишите: lilevi@yandex.ru

Приглашаем Вас посетить наши интернет ресурсы

Официальный сайт программы www.jewniversity.org
Альтернативный айт програмы www.jewniversity.ru
Книжный магазин программы www.bookstore.jewniversity.ru


ШАБАТ ШАЛОМ!

No comments: