«Любовь с первого взгляда»
Важность важности
Я хочу познакомить наших читателей с удивительным по простоте (и гениальности, но это и так понятно) рецептом раби Менделе из Коцка.
По его мнению, не-придание важности собственным поступкам отдаляет нас (как следствие неприближения) от Всевышнего. Всякий раз, полагая нами совершённое как малозначительное, немасштабное, мы теряем удивительную возможность направления и возвращения. Ведь если совершённый нами проступок важен в «глазах» Всевышнего, то очевидна ценность тшувы и потому (в силу её ценности для Творца) легче её совершить.
Наоборот, мелкость и незначимость содеянного обесценивают идею возвращения, раскаяния и исправления: стоит ли волноваться из-за такой мелочи?!
Помните анекдот о советском грузине, который, услыхав просьбу работяги о тринадцатой зарплате, протянул ему тысячу рублей и задушевно попросил: «Не беспокой боженьку по мелочам!»
Важность того или иного события умозрительна (понятно, что есть исключения, но речь не о них). Язык иврит отражает эту идею в совершенстве. Мысль – «махшава» - имеет тот же корень, что и «важность». Действительно, объектом наших размышлений являются субъективно важные вещи. И увеличение масштаба наших поступков (у Всевышнего нет мелочей) позволяет направить наши мысли (важность!) на стезю тшувы.
Резюмируем понятной теперь фразой царя Давида из знаменитого сто девятнадцатого псалма (пасук 59):
«Размышлял я о путях своих и вернул шаги свои к законам Твоим»
р.М-М.Гитик
«Новизны учеников очарование»
Йом Киппур и Шаббат.
В этом году Йом Кипур выпадает на Шаббат, более того, сам Йом Кипур в Торе называется Шаббат Шаббатон (суббота суббот). Существует широкоизвестное талмудическое выражение о том что Геула (освобождение) приходит в том случае, когда Израиль следует законам на протяжении двух Шаббатов (Шаббат 118б).
Обычное понимание этого мидраша выглядит приблизительно так: нужно собраться с силами, от Шаббата до Шаббата всего неделя. Ученик р. Элимелеха из Лиженска – р. Элиезер Горовиц предлагает необычную интерпретацию этого мидраша: Когда в Талмуде речь идет о двух Шаббатах, имеется ввиду на самом деле один день – день когда два Шаббата соединятся вместе, а это бывает только тогда когда Йом Кипур выпадает на Шаббат.
Так как Шаббат – это цель всей недели – цель, дающая смысл всей суете и беготне в течении недели, то можно сказать, что Шаббат – это душа недели. В этом случае Йом Кипур (Шаббат Шаббатов) – это душа Шаббата. Отличие Шаббата от всей остальной недели заключается в отказе от всей суеты, связанной с материальным, что дает шанс прикоснуться к другому уровню существования. Поэтому отличие Шаббата Шаббатов от обычного Шаббата в полном отказе от материального - в этом день мы не едим, не пьем и связанны с материальным миром совершенно минимально.
Бней Иссахар объясняет почему освобождение происходит в результате совпадения двух Шаббатов. Дело в том, что центральная тема любого Шаббата - это Онег Шаббат - особое "Шаббатнее" удовольствие. Удовольствие в частности и от чисто материальных вещей. Но когда Йом Киппур попадает на Шаббат, мы можем испытать это самое особое "Шаббатнее" удовольствие (то, как мы соблюдаем обычный Шаббат) минимально взаимодействуя с материальным миром (то как мы соблюдаем Йом Киппур).
Для того чтобы душа имела возможность влиять на тело, душа должна быть соединена с телом. В Йом Кипур выпадающий на Шаббат - душа Шаббата соединяется с телом Шаббата и дает возможность исправить то, что было сделано в прошлом и повлиять на будущее. Будем надеяться, что начавшийся год - год Шмиты - год отдыха - даст всем возможность отдохнуть от прошлого и приготовится к будущему.
р.И.Гладштейн
Уважаемые читатели, шалом!
Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика
звоните: 972 2 6513168
пишите: lilevi@yandex.ru
ШАБАТ ШАЛОМ и гмар хатима това!
No comments:
Post a Comment