Еврейская голова года
Назвав «День Трубления» («официальное» наименование праздника в Пятикнижии) «Рош-Ґа-шана» – «Головой года», мудрецы, несомненно, желали подчеркнуть ведущую роль головы. И мы вслед за ними попробуем задаться вопросом о назначении этого, не имеющего себе равных в Творении, «органа» человеческого тела.
Рав Моше Шапиро предлагает в качестве интеллектуальной отмычки смысловой антоним головы – пятку. Не только её абсолютная «низость» (в архитектурном плане человеческого тела) делает пяту противоположной голове. В большей степени её обратность связана с удивительной неконтактностью пятки, её бессознательностью. Сообщения головы не могут в качестве адресата иметь это наименее чувствительное место в организме. Подвигать пяткой, кивнуть пяткой?! Нонсенс!
Не случайно именно этот, максимально удалённый от головы «орган», является самым уязвимым: «Он [человек] будет разить тебя [змея] в голову, а ты его в пяту» (Бе-рейшит, 3:15). Дополнительное значение слова акев («пята» на иврите) – след, и имя третьего из праотцев (кстати, державшего при рождении Эйсава за пятку) означает буквально «тот, который выследит». Если мы вспомним, что назначение этого мира-олам – скрывать Создателя (леґаалим – скрывать, укрывать), то профессия следопыта окажется еврейской без «краснокожести»
Возможность замыкания кругооборота года (шана - год) означает повтор, (от лишнот - повторять) прямо связана с соседством (близостью) начальной и конечной точек года. Месяц же элуль (последний перед Рош Ґа-шана) мудрецы обозначают как «ноги года»! Требуемое от нас в этом месяце (его буквы мидраш расшифровывает как «ани ле доди ве-доди ли» - «я для моего возлюбленного, а мой возлюбленный для меня» (Шир-Ґа-ширим, 6:3) определяется словами пророка Йермияґу: «Отыщем наши пути и исследуем их и вернёмся к Всевышнему» («Эйха» - 4 глава). Мотив поиска в месяце элуле централен ещё и потому, что Моше взошёл на гору Синай за 40 дней до Йом Кипура, первого Элуля и вернулся на исходе Дня Искупления с прощением Всевышнего и вторыми скрижалями. Приказ Творца, полученный Моше и определяющий смысл этого периода: «Сделай себе скрижали, как первые и напишу Я на скрижалях слова, которые были на первых».
Задача «концовки года – приготовить новый «сосуд», в который Всевышний сможет «пролить» духовное изобилие - основу следующего года жизни. Усилия – «сделай себе» - подразумевают осознанную трату энергии. Поиск и действие вместе составляют суть профессии разведчиков. Мерагель (разведчик, от ивритского «нога» -регель) – это тот, чьи ноги следуют за головой, и является её придатком. Альтернатива – турист – желание его тела испытать наслаждение являются причиной, из-за которой голова затрудняется найти выход из ситуаций, созданных зачинщиком – телом!
В качестве резюме – пожелание: «Идти за головой, а не плестись в хвосте телесных желаний», обнаружить по следам правильное направление движения ног: «И если не будешь знать [правильное направление], красивейшая из женщин, следуй за следами» (Шир Ґа-ширим, 1:8) и стать подобным Яакову (его имя йуд плюс акев – след)*, соединившим бывшее с будущим, пятку (ноги) с головой, следы с Оставившим их: «И будет в тот день, Всевышний Один и имя его Один».
- буква «йуд», добавленная к глаголу, переводит его в будущее время
No comments:
Post a Comment