Ва-йецэ
«Любовь с первого взгляда»
«Целе-направленность еврея».
«В этот раз возблагодарю Всевышнего… и прекратила рожать».
Берешит, 29:35
Естественный вопрос – как благодарность Творцу оказалась «соседкой» повторному бесплодию Леи? Ответ в излюбленном мною стиле - через следующий по рекурсии вопрос дает Вавилонский Талмуд (трактат «Брахот», 54): «Выражает благодарность за бывшее и кричит о будущем».
Обратим внимание на нелогичность сказанного мудрецами. Невозможно одновременно выражать положительные эмоции по поводу имеющегося и крайнюю озабоченность о грядущем. Сытость не располагает (на первом этапе) к беспокойству!
Как мне кажется, мудрецы имеют в виду динамичность любой ситуации в этом «мире-коридоре». Движение во времени подразумевает изменения по самоей сути своей. Они, эти изменения, происходят и естественным путем, но тогда мы слишком поздно – как в случае с прамамой Леей – их обнаруживаем. Оттого наши «аксакалы» и предупреждают: самоуспокоение - «в этот раз возблагодарю Всевышнего» - приводит к: «…и прекратила рожать» (благодарность, если она, конечно, искренняя, подразумевает полноту положительных эмоций, вытесняющих беспокойство о будущем). Полнота благодарности в данном случае – следствие «четвертости» Йеуды у мамы Леи, т.к. 4 мамы 12 колен делают естественно ожидаемой «норму» в 3 сына.
Вывод: оценивая имеющееся как Подарок Всевышнего, следует остро ощущать, что никакого договора о бесперебойной поставке подарков Создатель с нами не заключал. Или, более интенсивно: каждое следующее мгновение только в нашем субъективном восприятии неразрывно связано с предшествующим ему мгновением. На самом деле время прерывисто (квантировано) и …все возможно в этом лучшем из миров.
ЛУК И МЕЧ
Недельные главы месяца Кислев ("Толдот", "Ва-йеце", "Ва-йишлах", "Ва-йешев") связаны с последним из праотцев – с Яаковом. Конфликт Яаков – Эйсав заслоняет своей выпуклостью и глобальностью проблему Ишмаэля. Но обе они вместе являются определяющими для последнего текущего периода еврейской истории. Мы попытаемся использовать в качестве ключа (точнее интеллектуальной отмычки) к сути двух наших сегодняшних проблем – Запада и Ислама, функции Эйсава и Ишмаэля, как они определены в Пятикнижии.
Про Ишмаэля сказано: "И стал стрелком из лука" (Бе-рейшит, 21:20). Эйсав поставлен в рамки не менее жёсткие: "И мечом своим будешь ты жить" (Бе-рейшит, 27:40).
Оружие в руках того и другого принципиально отлично. Если держащий меч всегда виден и ощутим, удачный выстрел из лука повергает врага не менее точно, в то время как сам лучник может быть не виден. Именно эти особенности меча и лука позволяют нам оценить нынешнюю ситуацию в мире.
Достижения западной цивилизации завоевали весь мир, они заметны и ими гордятся. Война, на которую обречён Израиль с Ишмаэлем, знаменательна полной скрытостью врага. Теракты и "приближённые" к ним ракетные обстрелы не оставляют "обратного адреса". Израильская армия напоминает получающего удары увальня, не успевающего увернуться и не понимающего, откуда на него сыпятся страшные удары!
Если мы вспомним, что знак (мазаль) месяца Кислева – стрелец, а также чудо Хануки, приходящееся на 25 Кислева, то все остальные выводы можно сделать самому, исходя из двух видов событий, составляющих реальность. Первый – открытые чудеса, изредка напоминающие своей новизной о существовании Творца (например, количество выпущенных по существовавшим в Азе поселениям мин и количество попаданий). Второй – все остальные события, то есть чудеса скрытые.
Мораль в виде вопроса: сколько ещё требуется попаданий из лука, чтобы мы сообразили, что есть Стрелец?!
р. М.-М.Гитик
«Новизны учеников очарованье»
Две жены.
Во время свадьбы Яакова происходит «небольшая заминка»: вместо Рахели невестой Яакова оказывается Лея. Без ведома Яакова происходит подмена одной невесты на другую. Как это могло получиться?
Существует обычай, согласно которому лицо невесты покрывается фатой и остаётся скрытым в течение всей церемонии. Более того, в качестве объяснения этого обычая приводится история о свадьбе Яакова, когда из-за того, что лицо невесты было скрыто фатой, Яаков женился на другой женщине. Но зачем это делать? Зная о том, что произошло, нужно делать как раз наоборот!
Почему же на каждой свадьбе мы повторяем те же действия? Бааль аТания объясняет, что две жены Яакова - это воплощение двух разных миров. Лея – это "алма д'иткасия" - скрытый мир - мир мысли, а Рахель - это "алма д'итгалия" - проявленный мир - мир речи. Яаков соединяет эти два мира - скрытое и проявленное, мир мысли и мир речи, потенциал и реализацию.
Хорошо, но какое отношение это все имеет к нам? Дело в том, что на всех свадьбах всегда происходит одно и то же. До начала семейной жизни мы на самом деле очень мало знаем друг о друге. То есть до свадьбы мы находимся в контакте только с проявленными качествами - уровнем Рахели. Но когда мы стоим под хупой, у нас появляется возможность контакта с уровнем Леи.
Это позволяет понять, для чего на каждой свадьбе повторяется история с одеванием фаты на невесту. Нужно знать, что вступая в брак, мы женимся и на Рахели, и на Лее. И отношения мужа и жены начинаются с уровня Рахели и в итоге достигают уровня Леи.
Почему же эта история произошла с Яаковом? Ведь если это происходит на каждой свадьбе, то этот же сценарий присутствовал и у Авраама и у Ицхака? Дело в том, что Авраам - это правая линия, хесед и активность, а Ицхак это прямая противоположность Авраама - левая линия, гвура и самообладание. Яаков же в свою очередь – это тиферет - средняя линия, баланс между левым и правым. Он отличается и от Авраама, и от Ицхака тем, что он соединяет противоположности. Именно поэтому Яаков единственный из всех праотцев имеет две жены. Он в состоянии соединить два мира: Рахель и Лею, скрытый мир и проявленный мир.
В этом, собственно говоря, и есть задача жениха и невесты: познакомиться со скрытым миром другого и помочь друг другу реализовать свой потенциал - сделать скрытое (от самих себя) раскрытым.
р. И. Гладштейн
Уважаемые читатели, шалом!
Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика
звоните: 972 2 6513168
пишите: lilevi@yandex.ru
to subscribe skhmel@aish.com
to unsubscribe rGitik@smile.net.il
Jewniversity - Munkach-Rovt
ШАБАТ ШАЛОМ!
No comments:
Post a Comment