Friday, November 30, 2007

Ваешев 5768

Ваешев

«Любовь с первого взгляда»

Скрытое и явное

«И сказал Йеґуда братьям своим: «Польза от того, что мы убьём своего брата и скроем его кровь? Давайте продадим его Ишмаэльтянам».

Берешит, 37:26

Первый из вопросов, на который мы попробуем ответить: как происходит рождение нового взгляда на хорошо обдуманное настоящее? Урок нам всем: даже в случае, когда настоящее трезво оценено и выводы несомненны, следует помнить, что никаких гарантий безошибочности не существует. Йеуда, принимающий решение о смертном приговоре – пример максимально обдуманного настоящего.

Слова Йеґуды более чем неожиданны, ведь именно он, Йеґуда, председательствовал на «братском» суде, вынесшем смертный приговор Йосефу. Но особенность мудрости – в способности понимать намёки и... признавать собственные ошибки. Если мы посмотрим на обрисованное Пятикнижием чуть «ширше», то увидим, на первый взгляд, совершенно случайно соседствующие со словами Йеґуды слова: «И вот караван ишмаэльтян подходит» (Берешит, 37:25).

Всё дальнейшее элементарно, если... знать всю Тору Книга «Мале омер» - «Полная горсть» приводит мидраш (его цитирует и РаШИ) на слова: «Услышал Всесильный [категория суда] голос отрока [Ишмаэля], где бы он ни был» (Берешит, 21:17): «Только по сделанному в данный момент он судится, а не по тому, что ему предстоит сделать в будущем». Ведь именно по отношению к Ишмаэлю проявил Всевышний милосердие (т.е. отсроченный суд), мотивируя это тем, что нет возможности сейчас наказать преступника за его будущее, хоть и безусловное зло*.

Приговор Йосефу был вынесен братьями в силу той угрозы, которую представляло наступление царства галута (Йосефа). И появление каравана Ишмаэльтян и стало тем намёком (см. комментарий об Ишмаэле), который позволил Йеґуде по-новому посмотреть и заново оценить происходящее. Так что рождение нового взгляда на хорошо известные факты, по свидетельству авторов великих открытий, – это добавление намёка извне**.

А резюмируем на этот раз, как и всегда, практическим советом. Автор его – раби из Коцка:

«Если мы вынуждены скрывать запланированное и держать его в тайне («и скроем кровь его»), то это – прямое доказательство «некашерности» наших планов». Другими словами, в месте, где есть тайна – обязательно присутствует воровство!

____________________________________________________________________________

* - Преступник, нажав на спусковой крючок оружия, уже стал несомненным убийцей с духовной точки зрения, но для категории суда, проявляемой в этом мире, он убийца лишь с момента, когда пуля поразила жертву;

** - Химик Кекуле увидел формулу бензола в группе обезьян, причудливо сцепившихся хвостами в клетке. Ну, а «эврика» Архимеда и «яблоко» Ньютона – не нуждаются в напоминани.

Спасение Йосефа

«И услыхал Реувен, и спас его из рук их и сказал: “не убъём его”. И сказал им Реувен: “Не проливайте крови, бросьте его в эту яму, которая в пустыне, а рукой не посягайте на него, чтобы спасти его из рук их, вернув его к отцу его”»

Бе-рейшит, 37:22

Роль Реувена в деле спасения Йосефа неоднозначна. Его желание спасти несомненно и подтверждается словами Торы, но одного желания очевидно мало для обоснования безусловного: «И услыхал Реувен и спас его». Ключевые слова: «спас его из рук их».

На первый взгляд не очень понятно, каким образом смерть в глубокой яме полной змей и скорпионов «предпочтительней» гибели от рук братьев?! Мидраш даёт следующее обоснование спасительной функции Реувена: «Хотел Реувен спасти его из рук братьев своих и передать его судьбу в систему естественных сил».

Всё, что нам понадобится для расшифровки сказанного в мидраше - это понимание того, что система естественных сил (включая змей и скорпионов) есть ни что иное, как Всесильный. А, следовательно, мидраш подчёркивает удивительную свободу выбора, данную Всевышним человеку.

Пока Йосеф в руках братьев, от него мало что зависит. Но как только он свободен от их выбора, его молитва (по-другому – вера во Всевышнего) превращает его в проводника Б-жественной воли и замысла.

Потому роль Реувена-спасителя не уменьшается от его неспособности вернуть Йосефа отцу. Его задача – спасти Йосефа «из рук братьев», избавить его от последствий выбора, в который даже Всевышний «вмешаться не может».

р.М.-М.Гитик

«Новизны учеников очарованье»

Что “светит” Йосефу?

Р. Горовиц (автор книги Шней Лухот аБрит) обращает наше внимание на то, что празднование Хануки всегда выпадает на недельные главы Вайешев, Микец и Ваигаш. Воспользовавшись выражением царя Соломона из книги Коэлет о том, что “Всему есть своё время и место” и тем, что у этих недельных глав есть совершенно явный общий знаменатель - взаимоотношения Йосефа и его братьев, попытаемся понять, в чем смысл связи Йосефа и Хануки?

Ни Йосеф, ни Ханука не соответствуют нашим привычным представлениям. Йосеф не относится к поколению праотцев (Авраам, Ицхак, Яаков), но с другой стороны, он выпадает из ряда сыновей Яакова – его дети Эфраим и Менаше входят в число 12 “колен” Израиля на тех же правах, что и братья Йосефа. То есть Йосеф - это промежуточное звено между поколением отцов и поколением детей.

Та же двойственность существует с Ханукой: что мы празднуем в Хануку? Военную победу или чудо масла? Во времена Хануки ещё стоит Иерусалимский храм, но греки уже устанавливают там своих идолов. Именно в этот период времени впервые появляется парадоксальная ситуация в которой Галут (изгнание) начинается, пока евреи все ещё находятся в земле Израиля, но уже под чужой властью.

Наша недельная глава – начинается со слов: “Потомство Яакова – Йосеф” (Брейшит 37:2). То есть Йосеф продолжает начатое Яаковом. В предыдущей недельной главе Яаков начинает и заканчивает Галут – “ныряет” в ночь и побеждает ангела Эйсава. Через много лет то же самое повторяет его сын Йосеф – будучи проданным в рабство, он не только не растворяется в Египте, но достигает уровня, на котором он управляет всем Египтом (архетипом и причиной всех последующих Галутов).

К чему весь этот исторический экскурс? Зоар говорит, что тому, кто воспринимает рассказы Торы как «просто истории о давно прошедших событиях» было бы лучше вообще не рождаться в этом мире (Беалотеха 152-а). И история Хануки, и рассказ о Йосефе имеют непосредственное отношение к нам.

У нас есть два праздника, не зафиксированных в Торе, которые в отличие от всех остальных основополагающих и базовых праздников останутся с нами навсегда. Это праздники Ханука и Пурим. Они очень сильно отличаются друг от друга. Оба эти праздника приходятся на зиму, но если Ханука - это самое начало длинной холодной зимы, то Пурим - это конец зимы и начало весны.

Свет Хануки даёт нам силы выжить в долгом изгнании в чужих землях (сюда, конечно же, относится и наша собственная Земля в том состоянии, в котором она сегодня находится). Пурим же - это начало возвращения в нашу собственную страну, начало восстановления Храма и начало Геулы. Йосеф со своими потомками не растворились в египетском Галуте, и их поведение позволяет нам, прикоснувшись к свету Хануки, добраться до конца зимы – до возвращения в Израиль, до праздника Пурим.

р.И. Гладштейн

Уважаемые читатели, шалом!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilevi@yandex.ru

ШАБАТ ШАЛОМ!

to subscribe skhmel@aish.com
to unsubscribe rGitik@smile.net.il

Jewniversity - Munkach-Rovt

No comments: