Friday, November 23, 2007

Ва-ишлах 5768

Ва-ишлах

«Любовь с первого взгляда»

«ДВА АДРЕСА ОДНОГО ПОСЛАНИЯ».

«И послал Яаков посланников (ангелов) перед собой

к брату своему Эйсаву… Так скажите господину

моему Эйсаву: «У Лавана проживал я».

Берешит, 32:4

«Посланников – настоящих ангелов»

РаШИ

Два вопроса задаёт раби Элимелех из Лежанска.

1. Отчего необходимо было посылать ангелов, разве нельзя было ограничиться посланниками-людьми?

2. Зачем Яаков, определяя задачу посланцев, использует обращение: «господин мой», - при наличии отсутствия лица, к которому обращается?

Ответ «Ноам Элимелех»* следующий: всякий раз, когда мы сталкиваемся даже с самыми обиходными словами абсолютного праведника, они кроме обычного адресата имеют ещё дополнительный смысл, обращённый к Создателю.

Разделяя таким образом слова Яакова, получим: «И послал Яаков ангелов – ко Всевышнему, чтобы сказать – Господину моему [и] Эйсаву». Всё дальнейшее построено на расслоении продолжения комментария РаШИ: «С Лаваном проживал я» - «не стал важным и владетельным, но – чужим» - «гарти», что означает «проживал» имеет гиматрию (сумму числовых значений букв лашон а-койдеш) 613. Для Творца же – «613 мицвот соблюдал и не перенял ничего из плохого окружения».

И дальше: «И появились у меня бык и осёл» - в адрес Эйсава, что не реализовалась браха папы Ицхака, связанная с земледелием: «И будет у тебя от росы небесной и от тука земли». А для Всевышнего смысл этих слов: «Бык – знак Машиаха, сына Йосефа, а осёл – намёк на Машиаха, сына Давида». Тем самым сказанное означает завершение работы не только самим Яаковом («И пришёл Яаков «шалем» (цельным) в город Шхем), но и завершение работы праотцев еврейского народа. Всё дальнейшее – «дела потомков».

Практический вывод даёт раби Симха Буним из Пшисхи: «В то время, когда еврея преследует опасность, можно и даже нужно беспокоить ангелов небесных!»

*так называется книга, написанная хасидским ребе, а по её названию – и сам автор.

"НОРМАЛЬНЫЕ ГЕРОИ ВСЕГДА ИДУТ В ОБХОД"

"И захватили город с уверенностью

и убили всех мужчин"

Бе-рейшит, 34:25

Известен вопрос РаМБаМа : " По какой статье закона вынесли братья смертный приговор жителям Шхема?" Его ответ обосновывает решение братьев через следующих два правила – за нарушение одного из семи принципов для сыновей Ноаха не существует другого наказания, кроме казни; а нарушено было правило, обязующее установить правовую систему и следовать ей. Изнасилование Дины дочери Яакова и Леи и безнаказанность преступления определили приговор.

Но на подобное hалахическое объяснение существует очевидное возражение – жители Шхема стали к моменту убийства герами. И тогда при чём тут законы Ноаха? Ответ: брит мила как необходимое условие для исполнения включает в себя безусловное требование "обрезанный обрезает", а поскольку жители Шхема обрезали сами себя, то о вступлении в союз Авраhама говорить не приходится.

Мудрецы подчёркивают, что этот аспект западни (по- другому, операции по освобождению находящейся в заложниках Дины) прослеживается в словах братьев: "если станете, как мы, обрезать себе каждого младенца" (Бе-рейшит, 34:15). Намёк на него – совершенно смыслово незагруженные, как кажется, слова "как мы"! Именно на них указует Пятикнижие: "И отвечали братья Шхему и его отцу Хамору с хитростью" (Бе-рейшит, 34:13), а Онкелос и РаШИ подчёркивают "с хитростью" – значит "с умом".

Братья, обусловив "как мы", обеспечили себе свободу действия против фальшивого перехода в еврейство, проявив необходимую в любой войне хитрость.

Само слово "хитрость" - "мирма" на иврите происходит от корня "рам" - "высокий", и прямо указует на способ, которым пользуются "хитрецы" – для того, чтобы "кинуть", надо "вознести"! (Кстати, "арум – хитрый, умный" происходит от того же корня!)

Военная мудрость (которой так не хватает государству Израиль) использует хитрость для спасения жизни солдат. Лобовые удары по укреплённым позициям наносят лишь прямолинейные солдафоны, не жалеющие жизни бойцов (как Жуков под Сычёвкой и Ржевом с 1941 по 1943 год).

р. М.-М.Гитик

«Новизны учеников очарованье»

В ЧЕМ СОСТОИТ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ ЧУДЕС?

Подготовка Яакова к встрече со старшим братом Эйсавом превосходит все ожидания. Яаков направляет на встречу с Эйсавом официальную делегацию ангелов, посылает ему подарки, молится Всевышнему о победе, вступает в бой с ангелом Эйсава, ну и все остальные военные стратегии.

Несмотря на все эти приготовления, Яаков сильно боится предстоящей встречи с Эйсавом, и его молитва Всевышнему звучит так: “Я недостоин всего того добра и правды, что Ты даёшь мне” (Брейшит 32:11). Допустим, Яаков боится, что его личные заслуги были уменьшены в результате всех чудес, происходивших с ним за все годы его жизни, но все равно понятно, что стратегического резерва заслуг Яакова хватит не то что на одного, а на целую армию Эйсавов. Чего же боится Яаков?

Талмуд содержит в себе похожую, но ещё более странную историю, в которой раби Зейра проверял свою праведность регулярным (ежемесячным!) пребыванием в огненной печи. Тем не менее, в ветреные дни раби Зейра избегал ходить возле пальм, опасаясь того, что сильный порыв ветра может опрокинуть на него пальму. (Бава Меция 85А) Как может человек, которому не страшен огонь печи, избегать возможного падения дерева?

Рав Кук, объясняя эту парадоксальную осторожность, приводит следующий отрывок из Талмуда: “Нельзя ставить себя в опасную ситуацию, говоря – произойдёт чудо и спасёт меня. Возможно, чудо не произойдёт, а даже если и произойдёт, то заслуги уменьшатся” (Шаббат 32А).

Как мы знаем, чудеса происходили с Яаковом и раби Зейра довольно часто, но они предпочитали, чтобы события вокруг них происходили более “естественным образом”. Само собой разумеется, что и уровень чудес, и уровень “законов природы” - это только разные грани взаимодействия Творца и Творения, почему же чудеса не желательны?

Когда происходит чудо? Чудеса происходят в том случае, когда мы не можем справиться с поставленными задачами “своими” силами. Наша работа в этом мире состоит в том, чтобы мы научились быть партнёрами Всевышнего. В каждом из нас есть возможность выполнить ту работу, для которой мы предназначены, но в том случае, когда мы не выполняем свою работу, и вместо активных участников работ по исправлению мира становимся пассивными наблюдателями, то происходит чудо - то есть выполнение нашей работы без нашего участия. Чудеса происходят в аварийных случаях и свидетельствуют о том, что работа не проходит в оптимальном режиме.

р.И.Гладштейн

Уважаемые читатели, шалом!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilevi@yandex.ru

ШАБАТ ШАЛОМ!

to subscribe skhmel@aish.com
to unsubscribe rGitik@smile.net.il

Jewniversity - Munkach-Rovt

No comments: