Saturday, November 10, 2007

ТОЛДОТ 5768

Толдот

«Любовь с первого взгляда»

«Причинная любовь».

«И любил Ицхак Эйсава, так как добыча

в устах его, а Ривка любит Яакова».

Берешит 25:28

«Любовь, имеющая причину:

исчезла причина – исчезла любовь»

Пиркей авот

Раби Меирл из Перемышля своё понимание причин любви Ицхака к Эйсаву основывает на мидраше из трактата Шабат (89):

«В будущем обратится Всевышний к каждому из праотцев и скажет им: «Твои дети совершили промахи». Авраам и Яаков ответят: «Если ошиблись – пусть получат по заслугам». А Ицхак начнёт вести подсчёты и докажет, сколь невелики промахи, допущенные его детьми, и рекомендует их не наказывать».

Отчего, спрашивает раби Меирл, именно Ицхак будет оправдывать нас, а не Авраам и Яаков? Оттого, отвечает он, что только у Ицхака найдётся причина для такой реакции – ведь сам он растил сына, которого никто бы не решился счесть праведным, и тем не менее, «я – человек из плоти и крови – любил его и старался найти оправдание его поведению. Ты же, «Готеню», - тем более!»

Получается, что любовь Ицхака к Эйсаву явилась причиной оправдания сыновей Израиля в глазах Всевышнего. А странное предложение, помещённое в эпиграф, можно прочитать: «И любил Ицхак Эйсава, так как [эта любовь была] добычей в устах его [Ицхака]»!!

Шл”а а-Кадош обращает наше внимание на причинность любви Ицхака. Именно на неё (причинность) указывает время глагола: «Ицхак любил» - в прошлом. Ограниченность (следствие «полезности») такой, причинной любви оговорена мудрецами: «исчезнет причина – исчезнет любовь». Не так у Ривки. Настоящее время глагола «любить» - прямое указание на беспричинность, а, следовательно, вечность её любви к Яакову.

Ведь вечность – это настоящее, включающее в себя прошлое и будущее! (Добавлю – единственное настоящее, а, следовательно, - стоящее!)

Уровень намёка

"Вот порождения Ицхака

сына Авраhама. Авраhам родил Ицхака"

Бе-рейшит, 25:19

Вопрос, возникающий первым при чтении этих строк Пятикнижия – в чём смысл двукратного (подряд!) повторения факта: Ицхак сын Авраhама.

Раби Шрага Файвел (глава раввинского суда города Новий Двор, Польша) свой ответ строит на отличии в изложении этого факта двумя предложениями. Первое из них говорит о детях Ицхака, второе – заново подчёркивает связь Ицхака с Авраhамом.

Если учесть, что дети Ицхака – это не только Яаков, но и Эйсав, то можно предположить, что Пятикнижие борется с явным затруднением: как у таких праведников, какими были Ицхак и Ривка, рождается Эйсав (на языке идиш наших еврейских прабабушек это слово произносилось с ударением на первый слог, и означало – "разбойник", в смысле поведения внука)

Отсылка к Авраhаму имеет своей целью прояснение ситуации с "порождениями", точнее "порождением" Ицхака – краснокожим разбойником, ненавистником Яакова. Мидраш рассказывает о выборе Авраама во время заключения им союза со Всевышним – "брит бейн hабейтарим": "И сказал Он Аврааму: знай, что пришельцами будут потомки твои в земле чужой" (Бе-рейшит Раба, 44:24).

Выбор, поставленный Всевышним пред Авраамом был – галут или геhином для его потомков. Выбранное нашим праотцом нам известно не понаслышке. И из четырёх галутов, которыми был "удостоен" наш народ, четвёртый Эдом, очевидно, собирательный и всеобъемлющий.

Таким образом, намёк на Авраhама в деле определения потомков Ицхака становится весьма прозрачным, а тавтология… исчезает!

р. М.-М.Гитик

«Новизны учеников очарованье»

Толдот. Пятка в руке.

Недельная глава Толдот содержит одну из самых странных сюжетных линии в Торе: Яаков "обходит" Эсава и получает браху (благословение) от Ицхака.

Сразу же возникает много вопросов: как Ицхак мог даже помыслить о том, чтобы дать браху Эсаву? Разве он не видел разницы между подрастающим убийцей Эсавом и своим настоящим наследником Яаковом?

Есть ещё один вопрос по теме продолжения и наследия. Сама недельная глава называется Толдот - родословная. Нам зачем-то напоминают, что Ицхак - это сын Авраама. В Торе не бывает даже лишних букв, а уж тем более слов. Более того, напоминание о том, что Ицхак - это сын Авраама встречается два раза подряд! Из этого становится понятно, что речь не идёт просто о биологическом продолжении рода.

Авраам воплотил своей жизнью весь спектр качества хесед: активность, давание, гостеприимство. Другими словами, это качества экстраверта и направлены наружу. Жизнь Ицхака - это реализация качества гвуры: контроль, самообладание и сдержанность. То есть качества интроверта. Вследствие гиперактивности Эсава Ицхак думает, что настоящим продолжателем дела Авраама - распространения Торы - будет Эсав. У Ицхака формируется ошибочное впечатление, что Яаков, проводящий все время в шатрах (постоянное изучение Торы), не годится для решения поставленной задачи.

Несмотря на видимое отсутствие проявлений жесткости у "мягкого" Яакова, она в нем присутствует. Ведь он в этом мире реализует качество тиферет (гармония). Рав Кук обращает наше внимание на подробности рождения Эсава и Яакова: "А затем родился брат его, рукой держа за пятку Эсава, и дал ему имя Яаков" (Брейшит 25:26). Пятка - это намёк на бессознательное действие (На иврите слова «привычка» и «нога» - hергель и регель - это однокоренные слова.)

В отличие от Эсава, для которого жесткость и агрессия - совершенно привычное дело - они у Яакова находятся под контролем. Яаков может выбрать линию действия, ведущую к силовому вмешательству и у него есть возможность ответа ударом на удар. Именно так Яаков в конце концов получает браху от Ицхака: "Руки - руки Эсава, голос - голос Яакова". Яаков развил свои качества так, что Ицхак увидел, что у него есть и инструменты для работы с внешним миром - "руки Эсава", и возможность раскрыть свой внутренний мир - "голос Яакова".́

р. И. Гладштейн

http://jewniversity.org

No comments: