Thursday, November 1, 2007

ХАЕЙ САРА 5768

«Любовь с первого взгляда»

Чего стоит «браха» праведника.

«И Всевышний благословил Авраама во всём».

Берешит 24:1

Вопрос, на который следует ответить для понимания сказанного Пятикнижием: «Что праведник воспринимает как благословение для себя?»

Ответ обескураживающий. Всё, что делает людей его поколения благословенными. Получается, что единственный способ сделать праведника адресатом благословения (брахи) – это благословить всё способное получить браху в его поколении.

И в поколении Авраама «Всевышний благословил Авраама во всём» – всё и вся получили браху – изобилие, – и этим был благословен.

Отдаём ли мы (не праведники, к сожалению) себе отчёт, насколько хрупко наше существование и сколь зависимы мы от благополучия своих близких, которые в свою очередь зависимы от своих близких, и так – до конца всех поколений!

Жизнь и вечность

" Это учит нас тому, что

Сара все дни жизни своей была

красива как семилетняя,

невинна как двадцатилетняя

и мудра как столетняя» РаШИ

Любая попытка представить себе жизнь нашей прамамы Сары наталкивается на комментарий РаШИ, описывающий её недосягаемость. Быть может, это было одной из причин, побудивших наших мудрецов избрать для нашей главы столь неподходящее, на первый взгляд, название.

Его смысл – лишь оставшееся в вечности называется жизнью, и потому судить о сделанном человеком можно лишь с дающего правильную перспективу расстояния, после его смерти. Уроки, которые мы извлекаем из всего сделанного и сказанного Сарой и есть "Жизнь Сары". В данном случае мы попробуем увидеть вечность преподанных ею уроков через… величие Авраhама.

Реакция Авраhама на безусловное требование Сары отослать hАгарь и Ишмаэля наталкивается на понятное сопротивление отца и мужа, вот только отчего понятное?! Ведь Авраhам не был "обычным семьянином"!? (Тем, кто сомневается, предлагаю вспомнить «заклание Ицхака».) А, следовательно, не очень понятна реакция Авраhама: "и показалось это Авраhаму весьма плохим, из-за сына его" (Бе-рейшит, 20:12), особенно "из-за сына его", отчего же не из-за жены его??

Объяснение присутствует, говорит Хатам Софер, - в трактате "Ктубот", где в листе 53:1 приводится спор р. Еhуды и р.Шмуэля о распределении наследства между сыновьями – праведным и мерзавцем. Против предпочтения сына праведника его брату существует элементарное возражение – у праведника сын может оказаться мерзавцем (Эйсав сын Ицхака), а у мерзавца вполне может быть сын праведник (Авраам сын Тераха). Как раз этот довод и объясняет реакцию Авраhама – "из-за сына его", из-за сына Ишмаэля! Ведь вполне здравым рассуждением является предложение о наличии в потомстве Ишмаэля праведников.

Ответ Сары, подтверждённый Всевышним, однозначен, и для нас с вами, окруженных потомками Авраhамова первенца, не утешителен. А "столетность" Сары легко просматривается теперь в малопонятных прежде словах: "Не унаследует сын служанки этой с моим сыном, с Ицхаком". Речь идёт о возможных подозрениях в адрес Сары в материнском эгоизме и желании видеть Ицхака единственным наследником. Потому и звучит, что оставления наследства Ицхаку недостаточно, требуется "хирургическое" удаление Ишмаэля, поскольку речь идёт о духовном влиянии сына служанки на Ицхака!

Практический вывод: ищущие в "палестинском народе" праведников – "не обрящут"!

Итог всей жизни

«И было лет жизни Сары…»

Берешит, 23:1

Одна из наиболее «затемненных» страниц биографии этой, несомненно, величайшей из женщин, связана с ее функцией жены Авраhама. Исходя из сказанного в Устной Торе, мы знаем об исключительности ее участия в жизни Авраhама. Присутствие Шхины в ее шатре было обеспечено ее внутренней бесконечно богатой жизнью. И поскольку супружеская жизнь – вещь весьма интимная, то и освещенность этой стороны, естественно, оставляет желать лучшего. Как пример, замечание Авраhама о ее красоте рассматривается мудрецами как событие исключительное.

И потому особенно важна следующая характеристика, которую с упорством отстаивают не только Авраhам, но и его сын Ицхак, определяя свое отношение к собственному супружеству: она сестра моя. Подобное (да еще троекратное) заявление требует основательного объяснения. Его дает со ссылкой на Шир-аШирим, 5:1 («Пришел я в сад мой, сестра моя, невеста…») р.М.Шапиро.

Казалось бы, что можно добавить к вершине всех чаяний – к термину «невеста»?! Ответ – несомненность. Как известно, не все, по определению, совершенные невесты (кала – «невеста» - означает именно эту категорию безупречности) являют собой пример хороших жен. И, следовательно, брачный союз бывает далеко не вечен. То новое, что привнесли в этот мир Авраhам и Сара, Ицхак и Ривка и есть отношение родственности душ супругов. Добавление к стремлению супругов друг к другу (невеста) Б-жественного фундамента предопределенности (сестра) дает в результате еврейскую формулу любви.

р. М.-М.Гитик

«Новизны учеников очарованье»

Хаей Сара. Четыре в одном.

Одна из основных тем недельной главы Хаей Сара - это подведение итогов жизни Сары. Любой персонаж и любой сюжет Торы призван открыть нам что-то качественно новое, обозначить начало нового процесса, изменяющего мир. Есть известная история о р. Йосеф Каро - авторе сборника еврейских законов - Шулхан Арух. Он затратил множество усилий для того, чтобы понять принцип действия одного из законов, но глубинный смысл и суть закона ускользала от него. Понимание проблемы внезапно пришло к нему посреди ночи.

К своему удивлению, на следующее утро он услышал, как один из учеников в его же ешиве задаёт своему товарищу тот же вопрос, который мучил его столько времени, причём ответ был получен сразу же, без секунды размышления. Как это могло произойти? Дело в том, что когда один человек понимает суть какого-то явления, то результаты его трудов становятся доступны абсолютно всем. Можно сказать, что происходит открытие канала, с помощью которого можно воспользоваться плодами трудов других людей.

Довольно часто в книге Зоар новые комментарии начинаются словами: "Раби патах..." - "раввин открыл...". Понятно, что речь идёт не об открытии собрания или какого-то заседания, а о том, что ученый муж отыскал ключи к пониманию именно этого явления. Похожие процессы можно заметить в истории научных открытий, когда после открытия одного учёного в почти то же время другие исследователи приходит к тем же результатам - они просто получают "канал доступа" к новой информации.

В чем же заслуга Сары, почему нам так важно знать о её жизни и смерти? Тора зачем-то сообщает нам о месте смерти: "Сара умерла в Кирьят Арбе, то есть в Хевроне" (Брейшит 23:2). Вспомним о роли, которую были призваны сыграть Авраам и Сара. После падения Адама и Хавы в мир приходит возможность разрушения. Четыре базовых элемента мироздания (огонь, вода, земля и воздух) находятся в состоянии возможного возвращения в хаос. Авраам и Сара начинают приводить мир в "человеческий вид".

Ор аХаим говорит, что место, в котором похоронена Сара - Кирьят Арба (в переводе «поселение четырёх») намекает на соединение четырёх элементов. Использование же второго имени этого города - Хеврон (производное от слова "хибур" (соединение)- указывает на то, что эти элементы были связаны). Сара начала работу по соединению фрагментов реальности, которые были разрушены в результате падения Адама и Хавы.

Почему же сказано, что Сара умерла в Кириат Арбе - Хевроне? Это и есть тот урок, который мы извлекаем из этого отрывка Торы: что такое смерть? Смерть - это разделение души и тела с последующим распадом тела. Так как всю свою жизнь Сара была занята исправлением мира и соединением разрушенного, то согласно принципу "мида к`негед мида" - "мера за меру" - ее смерть не превратилась в распад и разрушение. В следующем мире мы просто-напросто продолжаем заниматься тем же, чем и занимались в этой жизни. Если человек соединял в этом мире, то он будет двигается по этому привычному пути и дальше, в случае же пассивности или, что ещё хуже, создания хаоса, ушедший из этого мира ощущает на самом себе результаты своей жизнедеятельности.

р. И. Гладштейн

Уважаемые читатели, шалом!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilevi@yandex.ru

ШАБАТ ШАЛОМ!

Jewniversity - Munkach-Rovt

No comments: