Ваигаш, 5769.
Уважаемые господа, шалом.
1. Просьба молиться за Арье бен Варда, раненного в результате теракта и находящегося в очень тяжёлом состоянии.
С уважением, Александр ХмельницкийЙеуда и Йосеф.
«…И подступился к нему [Йосефу] Йеhуда» Берешит (44:18).
Противостояние Йосефа и Йеhуды на идейном уровне выражается через принципиально разное видение Галута как дороги к Геуле. И я намереваюсь проиллюстрировать разность их подхода на вполне мирном примере их поселения в Египте.
Братья признают вынужденность Галута, спуск предрешён, но кое-какие тонкости в их отношении к жизни в Египте резко отличают позицию Йосефа от позиции колен, представленной Йеhудой. «И сказал Йосеф братьям своим и дому отца своего… И будет, если позовёт вас фараон и скажет: «Каковы занятия ваши?» И скажите вы - владельцами скота были слуги твои от юности своей и доныне, как мы, так и отцы наши - для того чтобы поселились в области Гошен, так как отвращение для египтян всякий пастух скота». Берешит (43:33-34). «И сказал фараон братьям его: Каковы занятия ваши?» И сказали фараону: «Пастухи, как мы, так и отцы наши». И сказали фараону: «Пожить в стране этой пришли мы, так как тяжёл голод в Стране Кнаан…».
Выделенные слова подводят чёткую границу между противостоянием Йеhуды и Йосефа. Задача Йосефа - обеспечить безбедное и обособленно существование евреев в Египте. При этом заметно весьма дипломатическое сглаживание «острых углов» - «владельцы», а не «пастухи», а также долгосрочность забот Йосефа - «поселение» в земле Гошен.
Подход Йеhуды - очевидное предпочтение духовного материальному, подчёркнутая краткосрочность «пожить… пришли». Как сказано: «А Йеhуду послал перед собой к Йосефу преподать…» Берешит (46:28).
Объясняют мудрецы: Яаков, озабоченный еврейским воспитанием внуков и правнуков, посылает Йеhуду вперёд дабы обеспечить готовность хедеров к приёму спускающихся в Египет учеников. Именно на это намекает, по их мнению, глагол «преподать».
Йеhуда - ответственный за преподавание, Йеhуда - несущий самой своей сутью (отец Давида-Машиаха) кратковременность «местных» (земных) ценностей более всего ассоциируется с обязательной недостроенностью любого еврейского здания. По Закону, пока не отстроен Третий Храм, не может еврей жить в завершённой квартире. Пока местообиталище Всевышнего на Земле, символ раскрытости Истины - Геула - ещё не с нами, обязан каждый еврей чувствовать незаконченность своего жилища в этом мире.
И, вплоть до приходы Геулы, эта незаконченность, идущая от Йеhуды, будет противоречить приличным условиям проживания (естественно, абсолютно кошерным), о которых заботился Йосеф.
Как принято при постройке йешивы, одну стену оставлять не побеленной в память о разрушенном Храме, а также для… сбора дополнительных средств у еврейских меценатов на достройку йешивы.
Более серьёзно - завершённость этого мира - это категория мира следующего. А воссоединение Йосефа и Йеhуды дела, как мне хочется верить, самого ближайшего будущего. Как сказано у пророка: «И дерево Йосефа соединю с деревом Йеhуды».
Лейтмотив жизни.
Я хотел бы добавить ещё один аспект о противостоянии Машиаха потомка Йеhуды и Машиаха потомка Йосефа. Противостояние, к которому мы будем возвращаться на многих других темах, и которое в нашей недельной главе очень образно выражено противостоянием двух царей.
С одной стороны - Йосеф, царь над собой, занимающий высочайшую ступеньку в том мире внутри Сверхдержавы Египетской, куда он был спущен. Он становится тем, без кого, как сказано в нашей недельной главе, никто ничего сделать не может. С другой стороны - Йеhуда, который не занимает никаких официальных постов, сила которого идёт из его еврейской души, и который противостоит Йосефу, исходя из внутреннего осознания своей силы.
В данном случае мы, чтобы рассмотреть это противостояние, можем воспользоваться замечательным, данным нам мудрецами шансом: кроме недельной главы в Шаббат в Бейт-кнессете читают специальный отрывок из Пророков. Так исторически сложилось, что греки запретили евреям читать Тору, и в результате в те годы, под страхом смертной казни, евреи читали кусок из Книги Пророков - тот, который является по внутреннему своему содержанию соответствующим недельной главе. «Спасибо грекам»*, сегодня мы имеем замечательный комментарий из Книг Пророков на содержание недельных глав Торы. О чём рассказывает «hАфтара» (буквально: «добавление»), т.е. чтение куска из Книги Пророков в нашей недельной главе «Ваигаш»? - О том времени, когда смогут соединиться Йеhуда и Израиль.
Йеhуда (это излишне говорить) – это, конечно же, Йеhуда; а вот Израиль - это потомки Йосефа (10 колен, во главе которых и находились потомки Йосефа). В нашей «hАфтаре» речь идёт о будущем, когда смогут соединиться Йеhуда и Исраэль, и при этом (недвусмысленно говорит «hАфтара») Йеhуда будет во главе. И, казалось бы, то, что потомок Йеhуды будет Машиахом, который будет царём над всеми коленами Израиля - очевидное противоречие, ведь в нашей недельной главе более высокую позицию на первый, по крайней мере, взгляд, занимает именно Йосеф, ведь Йеhуда - тот, кто приходит добиваться своих прав.
Это противостояние и кажущееся противоречие можно увидеть ещё с такой точки зрения: каждый еврей в этом мире является двойным подданным. Он человек, и он же еврей. И в этом смысле Йосеф показывает всю ту полноту реализации еврея внутри этого мира. Йосеф, опущенный в самый низ и поднявшийся до самых вершин власти - вот на что способен еврей, не покидая рамок, достаточно узких, этого мира. Но не это главное! И превосходство Йосефа, в нашей недельной главе, над Йеhудой только кажущееся. Недаром недельная глава называется «И подступил» Йеhуда к Йосефу, и все мудрецы подчёркивают, что речь идёт о достаточно агрессивной позиции, занятой Йеhудой. Ощущая внутреннюю силу, он выступает на самом деле над Йосефом, и обеспечивает в конечном итоге в содействии с Йосефом превращение группы семейства патриарха Яакова в целый еврейский народ. И всё это происходит в Египте, в самых, казалось бы, неподходящих услови ях.
Главный урок этого противостояния для каждого из нас следующий: конечно же, мы на многое способны как люди, но главное, что есть в евреях - это возможность изменять то, что, казалось бы, является незыблемым - изменять саму Природу. Так же, как Йосеф использовал существующие законы Египта, так же, в конце концов, смог Йеhуда, используя силу Йосефа, изменить внутреннюю ситуацию в Египте таким образом, что там смог родиться еврейский народ. В этом заключается главное, что есть еврей, и что мы называли в других курсах «четвёртое измерение еврея»: это его свойство менять окружающие, вроде бы незыблемые, законы. Это самое свойство обеспечивает в этом противостоянии превосходство Йеhуды над Йосефом, превосходство идеи четырехмерности над трёхмерностью, идеи бесконечности над ограниченными рамками этого мира.
Этот аспект, который выглядел вначале противоречием, находит своё объяснение в «hАфтаре»: в конце времени Йеhуда становится главным и над Йосефом тоже, хотя в недельной главе с первого взгляда это рассмотреть непросто (поэтому в Тору следует всматриваться!). И даже в нашей недельной главе мы можем увидеть из замечательно непримиримой позиции Йеhуды относительно ещё не узнанного им Йосефа, в котором он видит символы Египта, что жизненные обстоятельства не должны диктовать свою волю еврею. Наоборот - опираясь на своё, на внутреннее, на еврейское - мы обладаем способностью влиять на жизненные обстоятельства. В конце концов, в полном виде это проявится только в Геуле и, дай Б-г, поскорее.
*Я намеренно перефразирую Юзи Алешковского: «Спасибо вам, товарищ Сталин…И вот сижу в Туруханском крае, где при царе бывали в ссылке вы… вы здесь из искры раздували пламя, спасибо Вам, я греюсь у костра…»
р.М-М.Гитик
Уважаемые читатели, шалом!
Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика
звоните: 972 2 6513168
пишите: lilevi@yandex.ru
No comments:
Post a Comment