Женщина - друг человека?!
«И жил Яаков в земле египетской семнадцать лет, и было дней Яакова, годов жизни его, сто сорок семь лет. И подошло время Исраэлю умереть, и призвал он сына своего сына Йосефа, и сказал ему: «…не хорони меня в Египте… и похоронишь меня в их [праотцев] гробнице… А я, - при переходе моём из Падана, умерла у меня Рахель в земле Кнаанской, на дороге… и я похоронил её там на дороге…» Берешит (47:28-30), (48:7).
Озабоченность Яакова погребением в лучшем из возможным мест, в пещере Махпела, сильнейшим образом диссонирует с захоронением матери Йосефа прямо у дороги, в 25-то километрах от Хеврона, близ Бейт-Лехема. В особенности, если учесть, что просьба быть похороненным в Хевроне обращена к сыну той, что не удостоилась подобной чести, хотя никаких внешних причин для решения не хоронить её в гробнице праотцев Тора не указывает.
Устная Традиция доносит до нас уже появившийся на этих страницах образ мамы-Рахели, оплакивающей своих детей, изгоняемых со всей возможной жестокостью со своей земли. Рахель, символ Галута-дороги; Рахель, благодаря которой «и вернутся сыновья в пределы свои». Но герои Пятикнижия неисчерпаемы. И мы попробуем увидеть ещё одну грань бесконечно прекрасного образа нашей мамы Рахели и понять принципиальное отличие функции женщины от мужской функции.
Стремление Яакова к совершенству даже на смертном одре, выражается в желании быть похороненным в могиле рядом с праотцами еврейского народа. Подобное стремление в большей или меньшей степени свойственно всем мужчинам.
Женщина, выражающая благодарность Всевышнему в утренних благословениях «что сделал меня по Своему желанию» - признаёт собственную завершённость в рамках нашего мира. Большее количество обязательных для мужчин мицвот есть прямое свидетельство их несовершенства и острой недостаточности, выражаемой в постоянном желании ещё и ещё внешних достижений. Гиперактивность мужчин, как известно всем представительницам прекрасного (и, как выяснилось, более совершенного) пола, связана как раз с недостроенностью мужской части человеческой личности. Вспомним, что в отличие от своей лучшей части, мужчина был сделан из высокого (души) и земного. Женщина же из мужчины и души!
Недаром определение Торы столь однозначно: «А для человека не нашёл помощника против него. Тогда навёл Всевышний сон на человека…» Берешит (2:20,21). Женщина в нашем мире в роли помогающей, более сильной и духовной устойчивой половины. Помощник необходимо сильнее нуждающегося в помощи (помните незабвенно-детское «Папа у Вити силён в математике…»).
Именно роль «помогающей» позволяет женщине самореализацию. Мама-Рахель - прообраз «идише-моме», забывающей о своих желаниях и потребностях, и желающей только одного: чтобы её детям было хорошо. Внутреннее совершенство и красота еврейских женщин позволяет им отдавать себя заботам о других.
В заключение позволю себе вопрос от имени не романтически настроенных читателей: «После всех этих красивостей и выспренностей, как вы объясните следующий, весьма прозаический факт - молитва Рахели была бы «слышна» точно также, если не лучше с расстояния 25-то километров (всё же могила праотцев, как ни как)?!».
Ответ на этот вопрос даёт рав Хаим Шмуэлевич, возглавлявший до самой своей смерти (в 1973 году) йешиву «Мир» в Йерушалаиме. В мае 1967 года обстановка в Израиле была, мягко выражаясь, весьма угрожающей. Гамаль абдель Насер кричал о готовящейся войне, которая сбросит сионистов в море. Победу, да ещё столь чудесную, до которой оставался всего месяц, не ожидал никто. Напротив, ощущение надвигающейся катастрофы охватило почти всех. Даже у начальника генштаба генерал-лейтенанта Ицхака Рабина сдали нервы, и он в тяжелейшей депрессии перестал быть дееспособным. Армией командовал начальник оперативного отдела генштаба генерал-майор Эзер Вайцман. (Тем, кому тяжело представить бывшее, очень рекомендую пьесу израильского писателя А.Б.Йеhошуа - её действие происходит в вагоне поезда Тель-Авив - Хайфа как раз в мае 1967 года).
По вполне понятным мотивам многие временные жители Израиля постарались найти себе неотложные дела за границей и с поспешностью покидали пределы сионистского государства. К раву Шмуэлевичу подошёл попрощаться и получить дорожное напутствие один из студентов йешивы, американский гражданин. Нуждаясь, по всей видимости, во внутреннем оправдании, он кроме обычных слов прощания добавил: «Стрелять я не умею, а моя молитва, надеюсь, будет слышна Всевышнему из Америки не хуже, чем в Израиле». Ответ р.Шмуэлевича был краток: «Не равна молитва того, кто видит, молитве того, кто слышит. Именно поэтому наша прамама Рахель хотела быть похороненной как можно ближе к дороге, по которой будут гнать евреев в Вавилонское изгнание».
Добавлю от себя - идея молитвы на могилах еврейских праведников связана, кроме всего, и с этим важнейшим принципом.
Мораль - совершенство женской функции в её несовершенстве, т.е. в готовности жертвовать своим, личным совершенством ради других!
Учитель и воин
«И простёр Исраэль правую руку свою и положил на голову Эфраиму, младшего, а левую - на голову Менаше; намеренно положил он так руки свои, хотя Менаше был первенцем… Знаю сын мой, знаю; он [Менаше] также станет народом, он также будет велик, но младший его брат больше его…» (Берешит 48:14,19).
Вопрос, который мне кажется уместным в любом месте Пятикнижия, в данном случае просто напрашивается. Отчего Тора столько «времени» уделяет предпочтению, которое Яаков оказывает младшему и какой урок можем мы из этого извлечь.
Раши ограничивается непритязательным (на первый, конечно, взгляд): «В будущем выйдет из него [колена Менаше] Гидеон, через которого Всевышний сделает чудо»; «В будущем из него [колена Эфраима] выйдет Йеhошуа, который введёт [народ Израиля] во владение страной и будет учить Израиль Торе».
Предпочтение колена Эфраима связано (по Раши) с дополнительной ролью учителя, которую играет Йеhошуа бин Нун. Овладение страной Израиля включает, как необходимый элемент, законы, связанные с этой страной. Потому роли завоевателя и учителя неразделимы. Ведь мы помним, что победа лишь тогда считается победой, когда даёт владение ситуацией.
Плоды земли Израильской достаются народу Израиля лишь благодаря Торе Израиля. «Одинокая» победа, которую олицетворяет судья Гидеон, есть необходимое, но вовсе не достаточное условие проживания нашего народа в Эрец Исраэль.
Рав Шимшон Рэфаэль hирш, обобщая, рассматривает проблему превосходства младшего над старшим в Торе - Яакова над Эйсавом, Ицхака над Ишмаэлем, Йеhуды над братьями первенцев, уступившим коhэнам и т.д. Кстати, Моше и Давид также были младшими в своих семьях. Если вспомнить, что первенец отягчён двойной ношей материальности*, то вывод рава hирша об утверждаемом Торой превосходстве Духа над Материей будет напрашивающимся.
«Голосу Яакова» предстоит первенствовать над «руками Эсава» вплоть до прихода Машиаха. Лишь «царю-помазаннику» удастся соединить собой эти стремления к высокому и к земному.
«И построит он Храм Всевышнего… и властвовать будет на престоле своём, и будет коhэн на престоле его и совет [и] мир будет между обоими». (Зхария 6:13).
Очевидность материального и абстрактность духовного создают вынужденную «исправляющую дискриминацию», восстанавливающую паритет Духа и Материи. Необходимое главенство духа в Галуте обретёт долгожданную гармонию равенства с материей с приходом Машиаха (дай Б-г поскорее!).
р.М-М.Гитик
Уважаемые читатели, шалом!
Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика
звоните: 972 2 6513168
пишите: lilevi@yandex.ru
ШАБАТ ШАЛОМ!
No comments:
Post a Comment