Thursday, January 22, 2009

Ваэра, 5769.

Ваэра, 5769.


Сердце фараона

        «И сказал Всевышний… Я ожесточу сердце фараона и [тем самым] умножу знамения мои, и чудеса мои в стране египетской»

        Шмот, 7:1,3

Всё, что связано с «сердцем фараона» прекрасно укладывается в определённое мудрецами: «Путь, нами выбранный – тот, по которому нас ведут!»

Уже в эпизоде, который я озаглавил «Прелюдии к казням» (этот комментарий появляется чуть ниже), звучит сакраментальное, фараоновское: «И укрепилось сердце фараона» (Шмот, 7:13). Оно повторяется после первой казни (Шмот, 7:22), и снова: «И укрепил сердце своё» (Шмот, 8:11) – это уже после второй казни. Но главный свой выбор фараон совершает после третьей казни, когда «жрецы официальной науки» – волхвы египетские, дают заключение: «И сказали волхвы фараону: «Это перст божий», и укрепилось сердце фараона, и не послушал их» (Шмот, 8:15).

Если «сердцеукрепляющая» позиция владыки Египта до вердикта волхвов зиждилась на рациональном фундаменте (если считать рациональным общераспространённое «А вдруг случайность? »), то теперь фараон сознательно выбирает Путь противостояния Всевышнему. Вслед за завершением четвёртой казни (дикие звери) появляется судьбоносное: «И отягчил фараон сердце своё и на этот раз, и не отпустил народ» (Шмот, 8:28).

И тогда после шестой казни (язвы) происходит ожидаемое: «И укрепил Всевышний сердце фараона» (Шмот, 9:12). Смысл этих слов, в свете вышесказанного, почти очевиден. Конечно же «сила солому ломит», и стоять против Всевышнего никакой человеческой силы (даже исполинско-фараоновской) не хватит. И вмешательство Творца возвращает фараону… свободу выбора!

Да-да! Именно так! Всевышний вселяет в сердце фараона сомнения. То есть, все египтяне прекрасно понимают, с кем они имеют дело, а «самый лучший» из них, благодаря Создателю, сомневается.

Творец своим вмешательством создаёт для фараона ситуацию «пятьдесят на пятьдесят» - возможно действия Всевышнего, но равно возможно – естественные природные явления.

Свидетельством безупречности вышеприведённого мнения будет комментарий из главы «Бе-шалах», озаглавленный «К вопросу о приоритете». Я же со своей стороны позволю себе отметить актуальность для каждого из нас, правила о «дорогах, которые мы выбираем» иногда слишком поздно обнаруживая, что нас по ним… ведут!

Прелюдия к казням


        И пришли Моше и Аhарон к фараону, и сделали так, как повелел Всевышний, и бросил Аhарон свой посох перед фараоном и перед его слугами, и стал он крокодилом. И призвал фараон мудрецов и чародеев, и сделали они, волхвы египетские, чарами то же: и бросили каждый свой посох, и стали [посохи] крокодилами, и поглотил посох Аhарона их посохи.

        Шмот, 7:10-12

Приход Моше и Аhарона к фараону преследует очевидную цель – расставить все точки над «i» – показать, кто в мире Хозяин.

Тем не менее, некоторые детали явно нуждаются в разъяснении, как то: отчего именно Аhарон, а не Моше, управляет посохом; в чём символическое значение превращение посохов в крокодилов; и последнее, «десертное» – каким образом посох проглотил посохи?

Отсутствие у посоха необходимых для глотания атрибутов – рта и пищеварительного тракта – делает последний вопрос особенно остро нуждающимся в ответе.

Начнём с почти очевидного. Крокодил – символ Египта, его божество; сам фараон назван «большим крокодилом, распластавшимся над своей лесистой рекой (Нилом)» (Йехезкель, 29:3).

И превращение брошенного Аhароном посоха в символ Египта не только понятно само по себе, но и объясняет роль Аhарона. Его функция: отныне и навсегда ответственный за поддержание связи с Творцом, ответственный за поступление духовной энергии, питающей этот мир. Именно поэтому

Аhарон бросает посох, тем самым демонстрируя, что автономность египетской реальности («Кто такой Всевышний?! Не знал я Всевышнего!» (Шмот, 5:2)) – Чушь с большой буквы.

Ответный ход – «И призвал фараон мудрецов и чародеев – и сделали они, волхвы египетские, чарами своими то же; и бросили каждый свои посохи, и стали крокодилами» (Шмот, 7:11, 12) (весьма дохленькими, следует отметить, в отличие от Аhароновского, скорее сосиски с ногами, чем устрашающие рептилии) понятен и прост, как рука, протянутая за милостыней. Его смысл: «Мы сами с усами»; или, в прозе: «Египетская реальность сама по себе и хотя была когда-то создана Творцом, но приобрела независимость настоящего, всепоглощающего Эгоизма!»

Заключительный аккорд – «И проглотил посох Аhарона посохи волхвов». Утрата иллюзий – вот цена, заплаченная фараоном за встречу с Истиной.

Посох Аhарона поглотил миражи египетского самомнения. Именно так трактует раби М.-М. Шнеерсон произошедшее. Попытка питать иллюзии7, которая, вследствие свободы

выбора («дороги, желанные для нас, именно по ним нас ведут») на первых порах поддерживается Всевышним. В конечном же Итоге, если мы не сообразим вернуться – тшува, работа на миражи сделает нас рабами собственных желаний и жителями невыносимой реальности Эгоуправления.

Прелюдия к казням, исполненная Аhароном и Моше по приказу Всевышнего, является, как мы увидим в дальнейшем, блок-схемой (алгоритмом – для непрограммистов) десяти египетских казней.

Любые попытки дуализма (типа Добро от Господа, а Зло от Диавола) натыкаются на элементарную Истину, которая, как известно, Одна. Зло, которое мы выбираем, либо приводит нас к Тшуве (этот отрезок Пути подпитывается Творцом), либо делает нас рабом-автоматом Зла (в таком случае наши иллюзии питаются исключительно за наш счёт, в Итоге высасывая (разрушая) из нас всё).

Урок третьей казни

        И простёр Аhарон руку свою с посохом, и поразил почву земную, и появились вши на людях и на животных: вся земная почва стала вшами по всей стране египетской. И делали то же волхвы чарами своими [пытаясь] произвести вшей, но не могли…. И сказали волхвы фараону: «Это перст божий»

      Шмот, 8:13-15

Реакция египетских аксакалов на третью казнь из ряда вон выходяща. Вши, посланные Творцом заставляют их «расписаться в полном неумении» и признать наличие Первопричины! Отчего испортить воду, сделав её подобной крови, и вытворить дохленьких жаб они смогли, а перед мелкими вшами спасовали?! Ответ мудрецов поразителен – оттого, что они мелкие!

Иллюзии всегда масштабны, под стать желаниям. Представьте себе студента-лентяя, который мечтает оценку 63 переправить на… 67! Фи, мелко! Вот именно. Никто не беспокоит Всевышнего по пустякам, кроме… абсолютных праведников. Они ощущают то, о чём известили нас мудрецы: «организовать» «случайную» встречу двух индивидуумов сложнее, чем устроить самое большое чудо.

Знаменитый еврейский праведник раби Зюся из Аниполя имел обыкновение, вернувшись из синагоги, ещё часа два посвящать молитве сердца. Вслед за этим, ощутив голод, он обращался к Всевышнему со следующими словами: «Готеню, Зюся проголодался, пошли, пожалуйста, Зюсе еду». Услыхав эти слова, секретарь раби Зюси вносил поднос с завтраком.

Так продолжалось долгое время, пока секретарю не стало обидно, что его, готовившего и приносящего еду, практически не

замечают. И он решил, что этим осенним утром раби Зюсе придётся долго просить Всевышнего, а затем вспомнить о нём, маленьком еврее, без которого завтрака не будет!

Ранним утром того самого дня раби Зюся, как всегда, отправился на молитву. Следует отметить, что вид у него был самый, что ни на есть, непочтенный. Маленький, щупленький еврей, бедно одетый, торопился на молитву, смешно стараясь при этом не попасть в многочисленные лужи и не застрять в непролазной грязи. Забавность маленького еврея так развеселила идущего навстречу гвира-неместного богача внушительных размеров, что он, сам не зная почему, решил сыграть с ним злую шутку. Когда, естественно, неузнанный Зюся перебирался по перекинутой доске через очередную канаву, гвир чуть качнул доску, и очень долго смеялся, глядя, как еврейчик полетел вверх тормашками в грязь, а затем потешно отряхивался, напрасно пытаясь вернуть своему нищенскому туалету хоть немного опрятности.

Утреннее приключение настолько позабавило гвира, что он продолжал весело смеяться, заходя в гостиницу, где остановился. Хозяин, спросив о причине хорошего настроения, был тут же награждён историей о летевшем в грязь вверх тормашками нелепейшем еврейчике. Задав несколько наводящих вопросов о внешности, хозяин гостиницы сказал не перестававшему хохотать гвиру, что еврей, с которым он сыграл свою злую шутку, был не кто иной, как знаменитый раби Зюся.

Ужас, охвативший незадачливого богача, сравним разве что с его неизбывным весельем. Белый как стенка, с трудом ловя бескровными губами глотки воздуха, он едва смог выдавить из себя: «Что же теперь делать? Как вымолить себе прощение??»

Хозяин постарался успокоить клиента, сказав, что раби Зюся добрейший из праведников, и наверняка простит «шутника», в особенности, если тот использует следующую возможность. Как известно, раби Зюся завтракает очень поздно, и если поторопиться, то ещё можно успеть принести ему роскошный завтрак, который он, хозяин, не преминет приготовить.

Сказано – сделано. Представьте себе: позднее утро, скорее даже полдень. В приёмной раби Зюси сидит заранее предвкушающий удовольствие секретарь. И вот раздаётся долгожданное: «Готеню, Зюся проголодался, пошли ему, пожалуйста, еды». Секретарь ехидно улыбается и шепчет: «Проси, проси, но пока не попросишь меня, ничего не будет!» И в этот самый момент распахивается дверь, и богато одетый господин вносит на подносе роскошный завтрак.

Опустим занавес над финальной сценой, дабы не овладело нашими сердцами чувство глубоко удовлетворения.

Идея невластности чародеев и всяких прочих экстрасенсов над «маленькими» иллюзиями многозначима и глубока. Как пример – «масенькая ложь». Отдаём ли мы себе отчёт, что ложь не бывает маленькой? Ложка дёгтя превращает бочку с мёдом в абсолютно несъедобное месиво. Девяносто девять процентов истины означают подчас абсолютную ложь – в случае с номером выигравшего билета, например.

Но важнейший для нас урок третьей казни связан с пониманием того, что «с точки зрения Всевышнего» не существует иерархии. Как сказано у мудрецов: «Всякий раз, обнаруживая величие Создателя, ты нашёл Его скромность». Его Скромность – сокращение размеров происходящего до уровня нашего восприятия. И мы привычно ассоциируем что-то немыслимо большое, что Всевышний ради нас помещает во что-то столь малое, что нами воспринимается. Например, Йерушалаимский Храм.

Вот только у Микдаша были и существуют поныне конкуренты. Всякого рода «измы» идеологий и философско-этических теорий, не считая систем духовного самоусовершенствования и традиционно-проверенных рецептов седой (не рано поседевшей!) древности.

Существует всего одно измерение, где все религии, секты и течения неконкурентоспособны. Это фундамент, на котором покоится привычная картина мироздания – это микромир! Элементарные частицы, которые я позволю себе на правах дилетанта от физики ассоциировать с энергией (или прямым вмешательством Творца), недоступны нашему временно-пространственному взгляду на вещи.

Мудрецы на уровне hалахи определяют яйца вшей как минимальный объект, доступный человеческому взгляду… на жизнь.

Третья казнь, следовательно, позволяет «определить» как скрытое чудо то, на чём зиждется естественный и привычный порядок вещей. Если перейти в плоскость человеческого Бытия, то вышесказанное означает, что жизнь каждого индивидуума – непревзойдённый шедевр Всевышнего, адекватно воспринимать который способны лишь абсолютные праведники, понимающие значение «мелких» деталей и способные соединять «незначительные» части в захватывающие дух, поразительные Шедевры Создателя.

р.М-М.Гитик

Уважаемые читатели, шалом!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilevi@yandex.ru

ШАБАТ ШАЛОМ!

Your browser may not support display of this image.

No comments: