Friday, January 16, 2009

Шмот, 5769.

Книга Шмот


Вторая книга Пятикнижия повествует о рождении (конечно же, в муках) еврейского народа, его становлении (исходе из Египта), получении им Торы и устройстве Мишкана (реализации близости к Всевышнему). Именно эпохальность излагаемых тем диктует вовсе не ожидаемое название – Имена.

Безусловная любовь Создателя к каждому еврею выражается самым очевидным способом – ласковым поименованием. Еврейский народ вовсе не общность, чьи высокие цели заслоняют отдельно взятого индивидуума.

«Народ» (עם) имеет дополнительные значения соединительного союза «с» («вместе») и «тусклый» (עמום). Так «лашон кодеш» определяет обычную плату за соединение (עם – «с», «вместе») индивидуальностей в общественную структуру: «тусклость» личностей «простых» евреев – вынужденная расплата за функционирование народа. И Пятикнижие, в который раз, разбивая стереотипы, показывает альтернативу. Еврейский народ – дети Всевышнего, а количество детей никак не отражается на строго индивидуальной любви Родителя к каждому, уникально-единственному ребёнку.

Осознав себя народом, в тяжелейших условиях, евреи приняли на себя семейную общность судьбы. И наши еврейские имена, любовно повторяемые Создателем, и есть заголовок Книги нашего народа!

Ночь перед рассветом


        И сказал им царь Египта: «Зачем вы, Моше и Аhарон, отвлекаете народ от работы его? Идите к трудам своим!» И сказал фараон: «Вот многочислен этот народ страны, а вы не даёте ему работать». И велел фараон в тот день угнетателям народа и надсмотрщикам, сказав: «Не давайте больше соломы народу для изготовления кирпичей, как вчера и третьего дня – сами пусть идут и собирают себе солому, но число кирпичей… не уменьшайте»

        Шмот 5:4-8

Единственно понятное в вышеприведённом отрывке – это… позиция фараона: «Как, после всего у них ещё есть желания?! Значит порабощение не абсолютно?! Завинтить все гайки!!!»

Но, конечно же, наш вопрос: «Как, «благая весть», и в результате – усиление гнёта Египта?» В соответствии с Устной Традицией полгода отделяют вышеописанные события от начала казней, и, следовательно, требуется серьёзнейшее обоснование для столь необычного сценария. Его даёт Маhараль из Праги:

именно окончание власти Египта влечёт усиление оной!

Вспомним, что Талмуд, объясняя закон из третьей книги Пятикнижия «Весь покрылся белыми [язвами] – чист» (Ва- икра, 13:13) связывает его с двумя сценариями прихода Машиаха.

Первый из них: постепенное улучшение ситуации приводит наш мир к тому уровню чистоты и прозрачности, который позволяет увидеть Истину. Второй, объясняет Маhараль: когда появление Машиаха никак не проистекает из предшествующей реальности. И требуется, для раскрытия Истины, полное («до основания, а затем») уничтожение абсолютной нечистоты, в открытую овладевшей миром.

Как мы знаем, Зло себя не афиширует. Никогда наш внутренний враг не обращается к нам с предложением, типа: «Закури сигарету, глядишь – понемногу и до рака лёгких дойдём!» Его задача – подменять хорошее, искусственно сужая поле нашего зрения: «Закури, успокоишься, сразу полегчает», и т.п. Зло всегда замаскировано под сиюминутную пользу, которая оборачивается конечным саморазрушением. И потому «афиши» и Зло – несовместимы. Роль «серого кардинала» – анонимного и тем более полного Хозяина – вот амплуа, издавна присущее мировому Злу.

Философская начинка закона Торы «Весь покрылся язвой – чист» – зло, прямо показывающее себя снаружи – это конец Зла! Неприкрытое, внаглую, напрямую использование нас означает невозможность привычного управления изнутри. «Внутри у зла», – говорят мудрецы Талмуда, – «не осталось места». «Не от хорошей жизни» Зло являет себя миру в роли всевластного Хозяина!

Именно второй из сценариев – резкое ухудшение, ведущее к уничтожению Египта – начинает осуществляться с приходом Моше. Потому концу Египта предшествует усиление его власти. Маhараль из Праги даёт следующую цепочку образов: догоревшая свеча ярко вспыхивает, прежде чем навсегда погаснуть; тьма сгущается перед рассветом; и, добавлю как профессиональный пехотинец с 20-летним стажем, самые холодные часы ночного дежурства – предрассветные.

Крик души

Нам остался всегда актуальный и всегда современный вопрос: «Что делать?», ведь «второй сценарий» оптимизма не добавляет... Ответа ради попробую изложить основную идею предшествующего комментария чуть более… абстрактно.

Любая реальность, даже выдуманная и лелеемая (питаемая) людьми (обществом), в конечном итоге существует «за счёт» Всевышнего (подробнее об этом чуть ниже в комментарии «Прелюдия к казням» в главе «Ваэра»). Исчезновение такой реальности начинается с «убирания» поддержки Всевышнего.

Гибель Египта обусловлена нашей неготовностью тащить его на себе! Творец убирает «энергоснабжение» египетской власти и она вся целиком оказывается на наших плечах! Отсюда усиление гнёта и (наконец-то!) невыносимость жизненных условий. И тогда евреи начинают молиться (а кто не умеет – попросту вопить!) и «казни египетские» переносят нас в эру Машиаха.

Как вышесказанное накладывается на геополитическое положение государства Израиль, а, следовательно, ложится на всех нас? Ответ на этот вопрос я хочу предварить небольшим замечанием и совсем маленькой историей.

Как вы знаете, все евреи делятся на… Неправда! Все евреи вообще не делятся! А все эти басни о неверующих евреях годятся только для газетных полос, телеэкранов и крайне дорогого (жалко времени!) радиовещательного времени. Мы-то с вами, уважаемый читатель, прекрасно знаем, что все евреи глубоко верующие (подчас настолько глубоко, что и сами не осознают). И когда «прижимает» – моментально вспоминают Создателя! Как иллюстрация (свидетельское показание в защиту вышеизложенного силлогизма) – история, услышанная мною от одного раввина из города Ашкелон.

В конце 70-х, он, тогда 17-летний учащийся йешивы, в каникулы вместе с друзьями отправился в знаменитый израильский заповедник Эйн-Геди. Двигаясь вдоль ручья (обычный маршрут) они вдруг услышали душераздирающий крик: «Шма, Исраэль!..» прямо-таки предсмертного напряжения, и увидели вдалеке падающее тело (над обычным маршрутом лежит горная тропинка для «мейтивей лехет» – «умеющих ходить»!). Они подбежали и увидели в воде, к счастью, достаточно глубокой в том месте, молодого человека, выходящего на берег и весьма оглушённого произошедшим. Узнав, что всё обошлось, кто-то из учеников йешивы заметил: «Ты так кричал «Шма, Исраэль...» – «Что я кричал?» – спросил спасшийся. «Шма, Исраэль…» – ответил йешиботник. «Что такое Шма, Исраэль?» – удивлённо спросил израильтянин, который, как и подобает продукту израильской культуры, «ни о чём подобном слыхом не слыхивал». И продолжил: «Я просто от испуга орал, а слов таких я вовсе не знаю!»

Современные израильтяне еврейского происхождения (как они стали называть себя после тысячи жертв и более чем десяти тысяч калек последней войны образца 2000 года, до этого они наивно полагали себя просто израильтянами безо всяких еврейских примесей) воспринимают происходящее с терпением, достойным лучшего применения. И реагируют на происходящее вздохом-пожеланием: «Лишь бы не хуже»…

Мне даже пришла в голову крамольная мысль: быть может, нынешняя война называется «Ослиной» не из-за соглашений в Осло, а в силу невероятного долготерпения нашего народа?! Доколе, господа?!

Приход Машиаха очевидно произойдёт по второму сценарию, но не раньше, чем мы, евреи, начнём молиться (или вопить). А это, в свою очередь, произойдёт не раньше, чем мы ощутим происходящее как невыносимую, нестерпимую реальность.

Позволю себе в заключение привести пример собственной наивности. Когда в октябре 2000 года после прогулки главы оппозиции г-на Ариэля Шарона по Храмовой горе дороги Израиля превратились в стрельбища для отстрела еврейских жителей Иудеи, Самарии и Газы, обстрелу подвергся также южный район столицы Израиля Гило, граничивший с арабским Бейт-Лехемом, мне показалось, что вот сейчас наш народ не выдержит... и завопит так, что Всевышнему мало не покажется.

Но история нашего народа продолжается. В неё уже записана позорно-сумасшедшая страница депортация евреев из Гуш-Катифа. И я затрудняюсь с представлением ситуации, в которой мы наконец-то завопим к Всевышнему.

Анекдот образца начала 21 века. Обеспокоенный звонок еврейских заграничных родственников в Беэр-Шеву: «Ну, как там у вас?» – «У нас всё в порядке. Стреляют только в Иерусалиме!» Звонят в Иерусалим: «Ну, что там происходит?» – «У нас всё в порядке, стреляют только в микрорайоне Гило!» Раздаётся звонок в Гило: «Ну, как там у вас?» – «У нас всё в порядке. Стреляют на окраинной улице Анафа!» Звонок на улицу Анафа. «У нас всё в порядке. Опасно только на кухне (к холодильнику пробираемся по-пластунски – не анекдот) и в салоне. А в комнатах не опасно!»

Вопрос вопросов

        …И вернулся Моше к Всевышнему и сказал: Господь, почему сделал хуже Ты этому народу? Зачем же Ты меня послал? И с тех пор, как пришёл я к фараону говорить от Твоего Имени, стало хуже этому народу, а спасти Ты не спас народ Свой?». И сказал Всевышний Моше: «Теперь ты увидишь то, что сделаю Я фараону…»

      Шмот, 5:22,23,6:1

Нам с вами уже известен ответ на вопрос Моше, и тем более странно, что этот ответ не звучит в словах Творца. Более того, в его словах: «Теперь ты увидишь то, что я сделаю…» вообще нет ответа?!

Раби М.-М. Шнеерсон объясняет, что ответ Создателя – это следующее за процитированным нами предложением, открывающее новую главу «Ваэра»: «И говорил Всесильный Моше и сказал ему: «Я Всевышний. И открывался я Авраhаму, Ицхаку и Яакову как «Эль Шадай», а именем Моим «Всевышний» не был известен им» (Шмот, 5:2,3).

Попробуем понять ответ Творца. Для этого рассмотрим имя Всевышнего, которое я не перевёл: «Эль Шадай». Мудрецы объясняют его значение: «Ше амар дай леоламо» «Сказавший «Достаточно!» своему миру». Если мы вспомним, что «эль» – значит сила, то интерпретация данного имени Творца: «Сила, определяющая границы (рамки) этого мира».

Раскрытие Всевышнего нашим праотцам было, следовательно, в рамках нашего мира. А предстоящее Дарование Торы будет на уровне «собственно» Имени, то есть вне всяких рамок. Такой «поворот сюжета» недоступен пророческому видению даже «отца всех пророков»3 Моше. Но более того, раскрытие Творца на Синае вообще не вытекает не из чего именно в силу своей неограниченности. Отсюда необходимость исчезновения той, египетской реальности, органической частью которого ощущали себя евреи. (Действительность Синая не «рождается», а раскрывается через «убирание» мира, Истину скрывающего. Олам – עולם – «мир» на иврите, имеет также значение «скрывающий»).

Вообще, евреям слияние с любой реальностью противопоказано. Так же, как «уважающий себя» шпион не должен отождествлять себя с легендой, так и евреи – «проходящие», не должны забывать о «транзитности» своего пребывания в здешних реалиях.

Если применить вышесказанное к актуальности, то получится, что главная проблема государства Израиль и его народонаселения – это зависимость от мнения власть имущих в этом мире, типа: «А что о нас скажут люди?!»

Мнение американской сверхдержавы, европейских хранителей «морально-этического кодекса» гуманизма, не считая ООН и всего прогрессивного человечества, тяжеленными гирями повисло на руках израильских

руководителей. Земное притяжение, точнее, притягательность земного в наших глазах, делает практически невозможным «взлёт» еврейской души.

Как сказал ребе из Вижниц: «Страшен галут евреев у гоев. Ещё страшнее галут евреев у евреев (это сказано в 19 веке!). Но самый страшный галут – это галут еврея у самого себя!»

Весьма знаменательно, что мудрецы решили завершить первую (изначальную!) главу «Шмот» словами Всевышнего, звучащими в контексте сегодня происходящего более чем символически: «Теперь ты увидишь то, что сделаю Я фараону».

р.М-М.Гитик

Уважаемые читатели, шалом!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilevi@yandex.ru

ШАБАТ ШАЛОМ!

Your browser may not support display of this image.

No comments: