Friday, July 3, 2009

«Балак», 5769.

Уважаемые господа, шалом.
    1. Внимание. Мы начинаем совместную с Толдот Йешурун программу по трансляции в прямом эфире видео лекций р.Михаэля Гитика с возможностью интерактивно задавать вопросы. Это будет происходить каждый йом ришон, начиная с ближайшего, в 19.00 по Иерусалимскому времени на странице http://toldot.ru/tv/open/ .
    2. C 23 по 26 июля состоятся лекции и семинары р.М-М.Гитика в Москве и Петербурге. Питер, 23 июля, йом хамиши, синагога на Лермонтовском пр. Общая лекция, начало в 19.00.

    Законы траура в свете Кабалы.

      **четырехбуквенное имя Всевышнего-

      формула перехода от смерти и жизни.

      **еврейские законы траура : смерть на службе у жизни.

    1. Расписание семинара р.М.-М.ГИТИКА 24-25 июля 2009г, синагога, Санкт-Петербург.

    9 ава. От радости минимальной к радости максимальной.

    Зажигание свечей в 22.32 час.

    Йом шиши

      19.00-21.45 17 тамуза и 9 ава: причина и следствие.

      Шабат

      15.00-16.30 Галут-Египет-Аморфность. Еврейское происхождение “дьявольского числа” 666.

      16.45-17.45 Три основа семи. Деление десяти сфирот на нижние и верхние.

      18.00-19.30 Кабала: от Гульгальты до Цимцум Бет. Часть 1.

      19.30-21.00 Интеллектуальное кафе. Третья трапеза.

      21.00-22.00 Кабала: от Гульгальты до Цимцум Бет. Часть 2.

    Предварительная запись обязательна. Стоимость участия – 150 руб.

Запись по телефону +972544721658 или e-mail kotel@jewniversity.org

Телефон в Санкт-Петербурге 9117680345 Федотов Александр.

    1. Москва, 26 июля, большая хоральная синагога. Лекция "Визуализация Кабалы", начало в 12.00.

    Шабат шалом. С уважением, Александр

«БАЛАК»

Во время странствований евреев в последний, сороковой год их пребывания в пустыне, Моав (государство, находившееся на территории современной Иордании) не позволил евреям пройти по его территории. Эта недельная глава озаглавлена именем Балака сына Ципора, ставшего царем Моава. Балака никоим образом не помещается в ряд людей, чьи имена оказались достойными озаглавить главы Торы. Действительно, что общего может быть у нееврея, стремившегося к уничтожению нашего народа с Ноахом, Сарой, Йитро, Пинхасом? Вот разве что Корах может дать ключик к разгадке. Его неоднозначность, а точнее потенциал, у него имеющийся, и послужили объяснением странного выбора имени недельной главы мудрецами.

Собственно ларчик непонятного названия откроется просто, если мы вспомним, что прямым потомком Балака была моавитянка Рут, прабабка царя Давида, важнейшее звено в цепи, приводящей к Машиаху.

Наш следующий вопрос будет касаться главного «героя» нашей главы, величайшего из нееврейских пророков (до Дарования Торы существовали и такие) Бильама сына Беора (Был у евреев великий пророк Моше, а у неевреев – обладавший не меньшими возможностями и знанием будущего пророк Бильама сына Беора). Его проигрыш в сравнении с моавским царём (именем моавского царя Балака названа недельная глава) неочевиден. Как может существовать пророк Всевышнего, который, тем не менее, величайший ненавистник нашего народа?!

Бильам являет собой пример того, до чего может опуститься созданный «по образу и подобию». Мидраш, продолжая слова ослицы Бильама сына Беора «ты ездил на мне до сего дня», говорит «и спал со мной по ночам». Весь ужас сказанного мудрецами станет явным, если мы поймём, что речь идёт не о скотоложестве, а о близости, тождественности Бильама и ослицы.

Ведь с точки зрения Замысла Всевышнего, утрата выбора, превращение в биологический механизм, исполняющий волю Создателя – это духовная смерть, превращающая человека в биологического робота, обыновенное (хоть и говорящее!) животное.

И такой конец Бильама, разительно отличает его от Балака, который как мы увидим из комментариев, смог сохранить крупицу Вечности через Рут, прабабку царя Давида.

Вопросы, вопросы, вопросы…

Балак обратился с просьбой проклясть евреев к пророку Бильаму. В сюжете, описывающем тандем Балак – Бильам непонятно решительно всё. Мотивация действий Балака – его решение защититься от народа Всесильного через… проклятие?! Как будто проклятия и благословления имеют самостоятельную силу, а не являются реализацией Его воли.

Бильам, пророк Всевышнего прекрасно понимая ситуацию, объясняет, что лишь Его желание определяет судьбу Его народа, и тем не менее отправляется… проклинать Его народ! А чего стоит тройственность попытки, а вдруг удастся «из другого места» проклясть?! Но самое удивительное – в результате мы имеем потрясающие брахот, вышедщие из уст евреененавистника Бильама!!?

Мотив

Начнём с самого начала. В чём идея защиты от военной угрозы посредством проклятия? Победы Израиля над великанами духа Сихоном - царём Башана и Огом - царём Эморейским, прежде считавшимися неуязвимимы, объяснили окружающим народам, что евреи побеждают с помощью Небес, открытым чудом. А следовательно, шансы победить этот маловоенизированный и абсолютно неопытный в военном деле союз ветвей, существовали лишь в случае отсутствия открытой помощи Всесильного.

Таким образом и родилась идея проклятия, то есть создания духовной ситуации, в которой Всевышний не сможет открыто выступить на стороне евреев. Вспомним нападение Амалека на «ослабевших, что позади тебя» (Дварим, 25:18), на тех, кого не укрывали облака Славы Всевышнего. Наличие «дурного запаха» наших неблаговидных поступков изгоняет ощутимое присутствие Создателя. Потому Балак, боящийся заслуг Исраэля, просит Бильама раскопать недостатки Израиля.

Само слово-просьба «прокляни» - «ара» - «ארה» означает «высвети» от корня «ор» - «свет». И теперь становится понятной «перемена места» в надежде на проклятие: «И сказал Балак ему: «Пойди, прошу, со мною на другое место, с которого увидишь ты его. Но лишь край его ты увидишь…» (23:13). Ключевое понятие – «край народа». Как и в других случаях, речь идёт о евреях недостойных близости Всевышнего.

Увидеть и сделать видимыми недостатки еврейского народа, тем самым предотвратив открытые чудеса – оружие наших побед, вот чего добивались Балак и Бильам.

Наоборот

Попробуем раскрыть «секретный механизм» обращения проклятий Бильама в благословления. Источником послужит «обращение» слова «калем – כלמ » в антипод, прочитанное наоборот «мелех - מלכ - царь»

Рассмотрим в деталях как замысел Бильама – «высветить» негативные черты Израиля путём сравнения с эталоном – праотцами Авраhамом, Ицхаком и Яаковом, перевернулся в браху (благославение).

Первые буквы всех трёх попыток Бильама проклясть – благословить евреев составляют ключевое слово «калем – כלמ – уничтожение:

«Ки – Вот с вершины скал вижу я его, и с холмов смотрю я на него: Вот народ этот отдельно обитает и не числится между народами.

    ми – Кто исчислит почву Яакова и число пылинок Израиля?...» (Бе-мидбар, 23:9-10)

    «Ло – Не увидел плохого в Яакове и не видел провинности в Израиле. Всевышний Всесильный его с ним и царский трубный звук у него». (Бе-мидбар, 23:21)

И в третьей попытке:

«Ма – Как хороши шатры твои Яаков, жилища твои Исраэль.

    ке – Как ручьи извиваются они, как сады у реки…»

Во всех трёх попытках вначале одна и таже идея – превосходность основы нашего народа: «скалы» - они же Авраhам, Ицхак и Яаков. (Отметим, что благословление Бильама равняется его проклятию, ибо раскрывает заслуги праотцов как причину благоволения Всевышнего к Израилю!)

И сравнивая эталон с «краем Израиля» современности (с евреями находящимися на краю лагеря, неспособными выносить близость со Всевышним), Бильам создаёт условия для победы Балака. То что в ответ делает Всевышний по-русски называется: «Сказав А, говори Б». В ответ на освещение Бильамом скрытого – изначальной высоты Израиля, с подтекстом их нынешнего падения, Всевышний заставляет пророка неевреев продолжить и осветить… сокровенное – будущую высоту:

в первом эпизоде – «Кто исчислит почву Яакова» и в третьем – «как ручьи извиваются они». Почва – символ будущих взращенных из семян плодов, а ручьи – символ связанного с источником продолжения. Таким образом мы обнаруживаем обращение слова «калем», составленного из первых букв первых предложений в слово «мелех – царь - מלכ», составленное из первых букв вторых предложений первого и третьего эпизода. При этом средняя буква «ламед» остаётся на месте.

Мы снова имеем возможность поразиться божественности Пятикнижия. Всё, что я хочу добавить к комментарию моего Учителя, это определение РаМБаМа: «Мелех (государь) тот, кто соединяет всех». Высокое звание машиаха – помазанника, именно – царь. И то светлое будущее, которое ожидает наш народ, имеет своим залогом также и благословления, которые через уста Бильама дал Творец. Желание Бильама сыграть роль обвинителя было обращено в несомненно светлое будущее. Остаётся только пожелать, чтобы ненависть, на нас низвергающаяся привела «наоборот» к скорейшему приходу машиаха!

р.М-М.Гитик

Уважаемые господа, шалом!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilevi@yandex.ru

ШАБАТ ШАЛОМ!

No comments: