«Дварим», 5769.
Уважаемые господа, шалом.
- Внимание. В ближайший йом ришон не состоится видео лекция р.Гитика на сайте Толдот Йешурун в связи с поездкой р.Гитика в Россию (см.ниже).
C 24 по 26 июля состоятся лекции и семинары р.М-М.Гитика в Москве и Петербурге.
- Расписание семинара р.М.-М.ГИТИКА 24-25 июля 2009г, синагога, Санкт-Петербург.
9 ава. От радости минимальной к радости максимальной.
Зажигание свечей в 22.32 час.
Йом шиши
19.00-21.45 17 тамуза и 9 ава: причина и следствие.
Шабат
15.00-16.30 Галут-Египет-Аморфность. Еврейское происхождение “дьявольского числа” 666.
16.45-17.45 Три основа семи. Деление десяти сфирот на нижние и верхние.
18.00-19.30 Кабала: от Гульгальты до Цимцум Бет. Часть 1.
19.30-21.00 Интеллектуальное кафе. Третья трапеза.
21.00-22.00 Кабала: от Гульгальты до Цимцум Бет. Часть 2.
Предварительная запись обязательна. Стоимость участия – 150 руб.
Запись по телефону +972544721658 или e-mail kotel@jewniversity.org
Телефон в Санкт-Петербурге 9117680345 Федотов Александр.
- Москва, 26 июля, большая хоральная синагога. Лекция "Визуализация Кабалы", начало в 12.00.
Шабат шалом. С уважением, Александр
Книга «Дварим»
Содержание пятой книги Пятикнижия – слова Моше, обращённые к поколению, вступающему в Страну Израиля, с целью (одной из) духовной подготовки к овладению Страной и её заселению.
ДВАРИМ
Недельная глава «Дварим» всегда читается в Шабат хазон – Шабат перед Девятым Ава и, естественно, несёт в себе намёки на внутренний смысл этого самого траурного дня еврейского года (в этот день были разрушены оба существовавших у евреев Храма!). Общий смысл главы, открывающей пятую книгу Пятикнижия, – определение недостатков, исправление которых и приведёт Израиль, прошедший Путь истории, к Третьему Храму.
Кто не думает – не живёт
«В Заиорданье, в пустыне,
в степи, против Суфа…»
Дварим, 1:1
Недельная глава, открывающая заключающую книгу Пятикнижия, называется так же, как и вся книга – «Слова» (Дварим), и начинается с…упрёков Моше всему народу Израиля: «Так как они – слова упрёков», – и перечислил тут все места, где раздражали (сердили) Всевышнего. Потому запечатал эти слова и лишь намекнул из уважения к ним
(Исраэлю)» (РаШИ).
Собственно, в этом – первый и главный урок нашей главы. Самое страшное преступление – это принародный стыд, который испытывает человек из-за другого человека. Рав Хаим Шмулевич в «Сихот Мусар» приводит два примера, позволяющие ему сделать удивительный вывод, делающий главный урок ещё более строгим и значимым.
Первый из них: «Сказал раби Эльазар: пойди и посмотри, как велика сила стыда – ведь Всевышний помог Бар Камце (спровоцировавшему выступление римлян против евреев) и разрушил свой Дом, и сжёг свою Залу» (трактат «Гитин», 57:1). Детонатором разрушения Храма был стыд мерзейшего Бар Камцы, пробивший Небеса и вызвавший «подмогу» Всесильного его убийственному плану мести.
Второй, не менее удивительный, – смерть валаамовой ослицы последовала сразу вслед за её «откровением». «Чтобы не сказали: вот та, что победила Бильама в споре, – так как проявляет заботу Всевышний об уважении к творениям» (РаШИ к «Бе-мидбар», 22:33). И это притом, что Бильам был, как известно (смотрите «Пиркей Авот», 5:19 и РаШИ там), учителем всех учителей неуважительного отношения к людям!
Вывод рава Шмулевича однозначен: «Даже уважение к тем, кто заслуживает смерти за своё неподобающее поведение, – вещь обязательная!»
Урок, преподанный Моше, – перечисление тех мест, где были совершены евреями проступки, без упоминания самих промахов, позволяет автору книги «Ор яґель», раву Хасману, сделать весьма далеко идущий вывод. «Так велик был духовный уровень Израиля в том поколении, что понимали и признавали собственные ошибки через самые тонкие намёки. Эта способность понимать и определяет тех, кого можно считать достойными называться людьми. Значимость же человека, который не задумывается и не пытается понять происходящее, лишь в том, что он подобен спящему и имеет шанс «проснуться»».
Таким образом, глава «Дварим» отражает замысел всего, сказанного Моше в пятой книге Пятикнижия, – предостережения от повторения совершённых ошибок и конкретные объяснения, имеющие целью предупредить возможные ошибки на длинном историческом пути Израиля.
Слова упрёка
«Эти слова, которые
говорил Моше всему
Израилю»
Дварим, 1:1
Слова упрёка и морали, связанные с их проступками и нарушениями «гов
В свои последние дни раби Исраэль из Саланта часто назначал встречу известному нарушителю законов Торы из местечка, каждый раз уделяя ему помногу часов. Ученики, неприятно удивлённые, спросили у него: «От нас раби избавляется через самый короткий
промежуток времени, обходясь считанными минутами, а с этим человеком, публично нарушающим Тору, рав тратит уйму времени и без толку?!»
Сказал им раби Исраэль: «С вами я стараюсь говорить покороче, так как у меня есть надежда встретить вас в следующем мире и продолжить там нашу беседу, но с ним, я сомневаюсь, увидимся ли мы».
Делать замечания?!
Раби Зуся из Аниполя воздерживался от замечаний и упрёков в сторону Израиля. Когда он видел еврея, нарушавшего Закон, то старался находиться от него в пределах слышимости и начинал громко упрекать себя и причитать: «Зуся, Зуся, что ты наделал? Неужели, Зуся, ты до такой степени неуч? Как ты будешь держать ответ в Судный День? Раскайся, Зуся, раскайся!» Он повторял эти слова, идущие из несомненно разбитого сердца, с такой эмоциональной насыщенностью, что они попадали прямо в сердце нарушителя.
Однажды к раби Йеґошуа Ґешелю из Апты вошёл человек. Не успел он переступить порог, как закричал на него раби на глазах у всех: «Только накануне ты нарушил то-то и то-то, и у тебя хватает наглости сегодня же являться ко мне?!» Ошеломлённый и пристыженный, еврей всё же ответил: «Всевышний знает нарушения всех и каждого, но, тем не менее, не делает их достоянием всех, чтобы не оскорблять нарушителя, а раби не может удержаться и не открыть потаённое?!» Сказал раби: «Никогда не одерживал надо мной моральную победу ни один человек, кроме него, и никогда мне не было стыдно за себя так, как в этот час».
На войне как не на войне
«Посмотри, дал Я вам Страну,
приходите и владейте Страной…
и сказал вам в ту пору, говоря»
Дварим, 1:8-9
«В ту пору» – когда получили приказ «приходите и владейте Страной», получили также приказ о назначении судей: «И повелел судьям в ту пору сказать» (1:16). И это показывает разницу между Исраэлем и народами мира. Когда народы объявляют войну, они вводят чрезвычайное положение, отменяя существующую правовую систему и позволяя тем самым властителям совершать то, что в мирное время запрещено. Не так у Израиля: законы Торы, действующие в мирное время, приобретут больший вес во время войны – и это, чтобы обеспечить их действенность в период, когда атмосфера
«военного угара», культа силовых решений может, не дай Б-г, взять верх над абсолютностью Б-жественного Закона. И потому именно в такие, критические периоды следует назначать судей и усиливать бейт-дин (еврейский суд), ответственный за соблюдение еврейских норм жизни, в заслугу соблюдения которых получает наш народ Б-жественное присутствие и может рассчитывать на победу и вечность.
(рав Шимшон-Рефаэль Ґирш)
р.М-М.Гитик
Уважаемые господа, шалом!
Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика
звоните: 972 2 6513168
пишите: lilya@jewniversity.org
No comments:
Post a Comment