Saturday, May 26, 2007

10 Сивана

10 Сивана 5642 (28.05.1882) г.

125 лет назад во влиятельной петербургской еврейской газете «А-Мелиц» («Защитник»; эта первая в России газета на иврите была основана в 1860 году в Одессе ярким публицистом А.О. Цедербаумом, дедом друга молодости В.И. Ленина Ю.О. Мартова, и 1871-м стала столичной) было опубликовано «Обращение к еврейскому народу». Фактически это был манифест первой российской сионистской организации – союза «Билу» (название составлено из начальных букв слов библейского стиха: «Бейт Яаков леху венелха», что означает: «Дом Яакова! Вставайте и пойдем!»). Этот союз был основан группой из трех десятков еврейских студентов Императорского Харьковского университета св. Владимира, озабоченных беспросветностью положения российского еврейства, особенно наглядной после волны еврейских погромов, прокатившейся по стране вслед за убийством народовольцами весной 1881 года царя-Освободителя Александра II.

Исраэль Белкинд, 21-летний уроженец Логойска (старинный белорусский городок в 30 км от Минска), собрал на съемной харьковской квартире своих соплеменников – университетских товарищей, так же как и он, преданных идее национального возрождения на священной земле предков. Он и стал лидером «Билу», и, вероятно, главным автором «Обращения». В программном документе провозглашались основные цели союза: возвращение еврейского народа на его историческую родину и создание в Эрец Исроэл сельскохозяйственных поселений – как первый шаг на пути возрождения еврейской нации. Новые еврейские поселения в Эрец Исроэл мыслились как центры не только концентрации народа, но и его многовековой культуры, а родная земля – как одно из решающих условий развития еврейской национальной идеи и еврейского национального самосознания. В обращении подчеркивалось, что со дня изгнания со своей родины евреев рассматривают как чужаков во всех странах, и, хотя на протяжении веков немало евреев изъявляли готовность «отказаться от своей национальной принадлежности в надежде получить в обмен на это право быть принятыми как свои в среде европейских народов», ничего из этого не получалось и никогда не получится. Свои призывы к репатриации на историческую родину билуйцы разослали по всей России, адресуясь главным образом к учащейся молодежи. Денежную поддержку от еврейских богатеев России и Европы заполучить не удалось, так что прием в союз пришлось ограничить малосемейными гражданами, обладающими хотя бы минимальными средствами на переселение. Но, несмотря на финансовые и чисто организационные проблемы, число членов «Билу» росло и вскоре перевалило за полтысячи. Новые отделения «Билу» были основаны в Москве, Одессе, Николаеве, Ростове, Александровске, Мелитополе и во многих других городах Российской империи. 6 июля 1883 года первая группа из 14 билуйцев во главе с Белкиндом прибыла в Яффу. Молодые люди начали работать в местной сельскохозяйственной школе, зажили коммуной. Впереди репатриантов ждали и радости, и неимоверные трудности, но начало первой – 25-тысячной! – алие нового времени было положено.

http://www.lechaim.ru/ARHIV/181/hronograf.htm


No comments: