«Любовь с первого взгляда»
Самое тяжёлое испытание… скромностью
«И человек этот – Моше, скромнее всех людей»
Ба-мидбар 12:3
Скромность, как известно, ощущение внутреннее, и его обнародование именно в нашей главе требует особых причин. Сюжет главы «Бе-hаалотха» - могилы страстей, перепела, Эльдад и Мейдат, пророчествующие в лагере, и, наконец, Мирьям и Аhарон, обсуждающие Моше…
Процитируем: «И был народ как жалующиеся на плохое», «А сброд, который в них возжелали страсти…», короче, доводят Моше до: «И сказал Моше Всевышнему: «Отчего… возлагаешь бремя всего народа этого на меня?».
Самым тяжёлым испытанием скромности является… гордыня, точнее, подозрение в ней. С одной стороны Моше несёт на себе весь народ, умоляя Всевышнего быть к нему снисходительным, т.е. выполняет по сути функции царя. А с другой стороны, убегая от народа, Моше «ищет понимания» у «своего брата пророка», но и здесь находит лишь: «Моше умирает, а Йеhошуа вводит». Как последняя пристань – Аhарон и Мирьям, которые, конечно же, должны, просто обязаны понять, но и здесь он находит подозрение… в нескромности.
Если после всего вышесказанного Моше, как полагается скромному человеку, принимает происходящее как заслуженное, то он воистину «скромный очень из всех людей, которые на Земле».
Мораль: самое сложное в скромности – не чувствовать себя скромным,
в особенности если тебя обвиняют в гордыне.
Цена усилия
«Бродили (шату) люди и собирали, и мололи или толкли в ступе»
Ба-мидбар, 11:8
Рав Зоненфельд читает слово «шату» - как «глупость совершил народ», наклоняясь за маном. Ведь положенное человеку пропитание он получит и не «нагибаясь»! Пытающийся дополнительными усилиями увеличивать свой доход, подобен продавцу масла, приделавшему к бочке второй краник в надежде удвоить своё состояние.
Все эти выводы – не новость для евреев, которые пытаются жить в соответствии с еврейскими ценностями. И куда более интересным является следующий пассаж: а следует ли вообще «трудиться», отчего бы, полагаясь на Всевышнего, не забыть вообще о заработке?!
Ответ Пятикнижия жёстче, чем мы предполагаем: «И благословил тебя Всесильный твой во всём, что ты сделаешь» (Дварим, 15:18). Слово «благословение» - «браха» (однокоренное «брейха» - бассейн) означает изобилие, которое, как и полагается, нуждается в сосуде. Лишь в сделанное человеком усилие (сосуд) проливает Всесильный (имя, олицетворяющее Закон и Суд), полагающееся индивидууму изобилие!
Интересно увязать вышесказанное с комментарием книги «Зоґар» на следующие слова нашей главы: «И было при движении ковчега, и сказал Моше: «Подымайся, Всевышний, и разбегутся враги Твои и отступят ненавистники Твои от Тебя» (Ба-мидбар, 10:35). «Зоґар» объясняет, что раскрытие «арон-койдеш» (шкафа для хранения свитков Торы) – это время раскрытия «врат милосердия» к нам на Небесах. Духовное изобилие, на нас проистекающее, притягивает всяческих духовных «паразитов и вредителей» - отсюда необходимость молитвы, выраженной словами Моше. И в случае её принятия наверху происходит: «Из Циона выйдет Тора и Слово Всевышнего из Йерушалаима».
Мораль: минимально-максимальное усилие (в зависимости от уровня) – это молитва!
М.-М.Гитик
Уважаемые читатели, шалом!
Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика
звоните: 972 2 6513168
пишите: lilevi@yandex.ruhttp://jewniversity.org
No comments:
Post a Comment