Мишпатим
«Любовь с первого взгляда»
Мера ответственности.
«Крадущий человека и продающий его смертью будет умерщвлён»
Шмот, 21:16
Весьма затруднительно соотнести этот закон, кажущийся на первый взгляд анахронизмом, с актуалией. Слава Б-гу, давно канули в лету рабовладельческие рынки и живой товар сегодня хотя всё ещё существует, но на задворках общества, где нам, опять же слава Б-гу, делать нечего. А потому комментарий рава Саадии Гаона (Вавилон, 10 век), переданный нам раби Авраамом ибн Эзрой (Испания и др. страны Средиземноморья, 12 век), как нельзя более кстати.
Их объяснение связано с соседним законом: «Проклинающий своего отца и свою мать смертью будет умерщвлён» (Шмот 21:17). Представить себе ситуацию, в которой сын или дочь проклинают родителей, возможно, хоть и затруднительно. Но если соединить оба закона в один сюжет, то окажется, что он имеет к нам непосредственное отношение. Оторванный от родительского дома ребёнок, выросший на чужбине и не знающий своих родителей, вполне вероятно может оказаться врагом для своей семьи и своего народа. И потому ответственность «продавшего его на сторону» столь велика – мера за меру!
Нам же следует помнить, что лишённый еврейского воспитания ребёнок (по-другому – украденный у еврейского народа) может оказаться (не дай Б-г!) судьёй и палачом собственных родителей (учителей!).
Следующее после двух обсуждаемых законов предписание: «И врач (целитель) его исцелит», – позволяет пролить свет оптимизма на весьма трагические декорации определённого Пятикнижием сюжета.
Однажды известного праведника поколения попросили помолиться за больного, от которого врачи «отказались», отчаявшись спасти его жизнь. Реакция мудреца была неожиданной: «А кто им дал право отчаиваться?!»
Мораль: Всякий раз, встречая еврея, ополчившегося на «своих», нужно вспоминать слова раби из Коцка: «Отчаяние от незнания». Всякое отчаяние происходит от незнания.
Потерянное – Хозяину!
Попробуем, с помощью мудрецов, заглянуть за материальную оболочку закона об обязанности возвращать потерянное хозяину. Мудрецы называют Исраэль – утратой Всевышнего: «Израиль в галуте подобен потерянной овечке».
Рав Эпштейн возглавлявший йешиву Слободка в Хевроне, объяснял, что существует два вида потерь. Первый подобен обронённому кошельку, владелец ищет, ищет, а портмоне пассивно дожидается своей участи.
Совершенно иначе обстоит дело со вторым видом утрат. Оставшаяся от стада овца жалобно блеет, страшась надвигающейся тьмы и грядущих с ней опасностей. Но именно звуки, ею издаваемые облегчают пастуху поиск!
И снова мы приходим к выводу, к которому не раз уже приходили – наши молитвы, крики нашей души – Необходимое условие нашего Избавления!
р. М.-М.Гитик
«Новизны учеников очарованье»
Реинкарнация и уголовный кодекс.
Очень часто можно услышать вопросы о мелочности, буквоедстве, заземлённости и чрезмерной концентрации на материальном в законах Торы. Другим словами, если Тора дана Всевышним для духовного прогресса, то тогда почему такое количество законов (подавляющее большинство) завязаны на манипуляции с материей?
Практически все законы Торы связаны с физическим миром: надеть тфилин на руку, повесить мезузу на дверной проем, не обрабатывать землю в седьмой год и так далее. Законов, связанных с тем, что нужно во что-то верить или придерживаться определённой точки зрения, очень и очень мало. Книга Зоар говорит, что большинство законов главы Мишпатим - это описание процессов, связанных с реинкарнацией душ. Так почему же не написать об этом открыто, а не через намёки о рабе, выходившем на свободу через определённое количество лет?
Недельная глава Мишпатим, следующая сразу за главой о даровании Торы - самой яркой вспышки света, после которой, казалось бы, было правильным поговорить о чем-то возвышенном, обсуждает те законы, которые обычно воспринимаются как фрагменты уголовного и гражданского кодекса. В этом наборе есть законы о непреднамеренном убийстве, компенсации упавшему в яму, законы погашения долгов и так далее.
Большинство людей на собственном опыте знают, что гораздо легче понять самому и объяснить другим, как совершать какие-то сложные действия, не давая теоретическое объяснение какому-то явлению, а непосредственно совершая это действие. Другими словами - очень тяжело научиться плавать или ездить на велосипеде, пользуясь каким-нибудь детальным руководством. Но, с другой стороны, овладев той же ездой на велосипеде, уже невозможно забыть, как это делается.
Дело в том, что процедурная память (раздел памяти, отвечающий за рефлексы, навыки, движение тела, то есть за сохранение информации о том, как делать) практически не имеет ограничений по своему объёму и длительности. Декларативная же память (раздел памяти, хранящий факты и связи между фактами, другими словами, смысл и наполнение) не обладает такими качествами и вследствие этого такая информация легко забывается.
Это одна из причин, по которой изучение алахи и воплощение в жизнь всех требуемых алахой деталей является предпосылкой для углублённого понимания. Человек, не умеющий плавать, по определению не знаком со всеми ощущениями и особенностями плавания.
р. И. Гладштейн
Уважаемые читатели, шалом!
Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика
звоните: 972 2 6513168
пишите: lilevi@yandex.ru