ИТРО
«Любовь с первого взгляда»
Когда нет сил подняться...
«И двинулись они из Рефидим, и пришли в пустыню Синай»
Шмот, 19:2
Остановка в Рефидим вызывает однозначно трагически окрашенные ассоциации. Мудрецы связывают бешеную атаку Амалека на «ослабевших и в хвосте плетущихся» с общим духовным бессилием Исраэля:
«Рефидим – рафу (ослабли) ядейhем (руки их) мин hа-Тора».
Но уже следующая остановка после Амалека (как здорово звучит – после Амалека!) – гора Синай. Гора, пред которой достигли евреи уровня – «сын Мой, первенец Мой – Исраэль». РаШИ комментирует весьма непритязательно: «Так же, как их приход к Синаю из тшувы, так и их движение из Рефидим в тшуве».
Понимание необходимости тшувы, далёкости, практически недосягаемости Синая, становятся столь мощным стимулом, что возвращают евреев к Родителю. Это возвращение, как и все последующие, имеет своим энергоИсточником Синайское Откровение. Именно его притягательная сила, объясняет раби Шмуэль из Сохачёва, дала евреям силы на духовно-душевный подъём!
Раби Ицхак-Меир из Гура постулирует: если нет возможности подняться... необходимо подняться!
Подчёркиваем практический вывод из всего сказанного выше – всякий раз, экономя силы (которых нет!), мы зачастую экономим Его силы!
Сверхнеобходимое – самое необходимое!
Мудрецы в Талмуде (Бава Мециа 30:2) толкуют сказанное Пятикнижием, опираясь на сто сорок пятый псалом: «Праведен Всевышний во всех путях ]проявлениях[ Его и милостив (חסיד – хасид) во всех действиях».
«Пути» - это милость; «идти по нему» - это посещение больного, а «поступок, который (следует) совершить» - это действие сверх необходимого (справедливого), - на иврите – лифней мишурат hа-дин.
Отсюда очевидно следует, что Всевышний «милостивый во всех Его действиях» - постоянно раскрывается нам в Своих действиях по отношению к нам, как поступающий не просто по справедливости, а дающий намного более положенного
Основной же вывод – добро по-настоящему проявляется лишь через наши действия, которые «дают» не только необходимое, но и сверх того!
А в качестве морали – определение:
Хасид – это еврей, который ведёт себя «сверхобычно», делая не только требуемое, но и сверх того.
р. М.-М.Гитик
«Новизны учеников очарованье»
Поколение знания и информационный век.
Поколение, получившее Тору на Синае, называется поколением знания. Можно было бы сказать, что в наше время, когда информация сверхдоступна и любой человек при желании может практически мгновенно получить доступ к огромным базам данных, что и наше поколение может претендовать на звание поколение знания. Но все больше и больше людей начинают понимать, что человек, владеющий информацией (даже если количество этой информации огромно), не всегда понимает, что с этой информацией делать и, по сути дела, знает очень мало.
Та самая Тора, которую получили на Синае, именуется Деревом Жизни (Мишлей 3:18). Поэтому для того, чтобы понять, в чем состоит разница между знанием и информацией, нужно вернуться в самое начало - то есть к Дереву Жизни и Дереву познания добра и зла. Ор аХаим говорит, что в Эденском саду было только одно дерево (Брейшит 3:1). А что же с остальными деревьями?
Остальные деревья, включая Дерево познания добра и зла, тоже были, но как ветви одного единственного дерева. Когда первый человек съел запретный плод, то существовавшая реальность разлетелась вдребезги и каждая ветвь стала отдельным деревом. Мир стал гораздо более раздробленным, хаотичным и многогранным.
В результате этого сейчас существует масса на первый взгляд никак не связанных между собой областей знаний. Классическим примером такой специализации будут два математика на одной и той же кафедре математики, испытывающие огромные сложности в объяснении друг другу смысла своих исследований.
Тора, которую мы получили на Синае, - это Дерево Жизни, то есть в буквальном смысле слова корень всего остального, то, что связывает все воедино и даёт смысл существованию всем бесконечным деталям этого мира. Такой взгляд на соотношение Дерева Жизни с Деревом познания добра и зла позволяет по-другому взглянуть на "геодезический" комментарий Раши.
Раши настаивает на том, что Дерево Жизни находилось в центре Эденского сада (Брейшит 2:9) Такая трактовка позволяет перевести "геодезический" комментарий в комментарий мировоззренческий: Когда Дерево Жизни, то есть Тора, находится в центре нашей жизни, то это Эденский сад. Ну а если Тора не в центре, то тогда понятно, что на рай это будет ну никак не похоже
р. И. Гладштейн
Уважаемые читатели, шалом!
Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика
звоните: 972 2 6513168
пишите: lilevi@yandex.ru
No comments:
Post a Comment