Wednesday, January 16, 2008

Бешалах 5768

Бешалах

«Любовь с первого взгляда»

Смысл крика

«И сказал Моше народу: «Не бойтесь! Стойте и наблюдайте Избавление Всевышнего, которое сделает Вам сегодня. Ибо египтян, которых Вы ныне

видите, не увидите более вовеки. Всевышний будет сражаться, Вы же умолкните». И сказал Всевышний Моше: «Что ты кричишь ко мне?»

Шмот, 14:13-14, 15:1.

После длинного объяснения, имеющего целью успокоить народ, весьма неожиданно мы обнаруживаем «успокоителя» - кричащим Создателю?! Это тем более удивительно, что слова Моше, которыми он успокаивал еврейский народ, - это «в оригинале» слова Творца:

«И сказал Всевышний Моше так: «Скажи сынам Израиля: пусть вернутся... и скажет фараон о сынах Израиля: заблудились они... А я укреплю сердце фараона, и погонится он за ними, и приобрету славу Я через [гибель] фараона и всего его войска» (Шмот, 14:1-4).

Следовательно, кто лучше Моше знал, что именно должно произойти, и насколько страхи евреев, увидевших своих мучителей-египтян, необоснованны! Вышеприведённое рассуждение заставляет вспомнить ещё более непонятное место. В самом конце первой главы «Шмот» Моше задаёт Всевышнему вопрос, смысл которого, мягко выражаясь, не очень понятен:

«И вернулся Моше к Всевышнему, и сказал: «Почему сделал ты зло этому народу? Зачем ты меня послал?» (Шмот, 5:22).

Собственно, объяснение крика Моше будет также ответом на вопрос: «Как мог Моше, переживший Откровение у «неопалимого куста», вопрошать Творца о смысле происходящего?»

Раби Исраэль Липкин из Саланта так объясняет поведение Моше у Крайнего моря: «Не хотел Моше быть праведником за счёт евреев!» Это объяснение перекликается со следующим комментарием раби Цадока Коэна из Люблина: «Моше лишь потому стал Моше Рабейну, что чувствовал боль любого еврея как свою».

Нежелание нашего Учителя Моше рационально (понимающе) отнестись к происходящему связано с его безмерной любовью и эмпатией к нашему народу. Евреям страшно, евреям плохо – Моше кричит. Нет, ему лучше, чем кому-нибудь, известно, что создавшаяся ситуация послужит на благо самим евреям. Но сейчас они испытывают страдания и боль, значит, Моше реагирует эмоционально!

р. М.-М.Гитик

«Новизны учеников очарованье»

Вечерний и утренний дозоры.

В самый напряженный момент Исхода - во время разрыва вод моря, когда армия фараона продолжает погоню уже по его дну - Тора сообщает следующую подробность: "И было это во время утреннего дозора..." (Шмот 14:24). Во-первых, что это за дозоры, а во-вторых, почему нам важно знать во время какого дозора Всевышний обрушил море на остатки Египта?

Вавилонский Талмуд говорит о том, что ночь состоит из нескольких дозоров*: по одному мнению из трех, по другому из четырех (Брахот 3А). Ещё один, более простой метод деления тёмного времени суток использует привычное всем разделение на время до полуночи и после. До полуночи в мире преобладают силы гвуры - атрибут суда, или другими словами, ограничения, а после полуночи в большей степени проявлен хесед - давание или распространение без каких либо ограничений.

Ор аХаим обращает наше внимание на то, что расправа над преследующей евреев армией происходит именно во время утреннего дозора. Казалось бы, уничтожение Египта было бы правильнее провести до полуночи, в более подходящее для этого время, когда миром правит гвура (суд, абсолютная справедливость). Зачем же нарушать самим Всевышним установленные законы?

Дело в том, что разрыв вод моря был тем моментом, когда все иллюзии и одеяния, скрывавшие суть этого мира, были разорваны. В этот момент даже рабы видели то, чего потом не видели пророки (Раши к Шмот 15:2). Когда с мира была сорвана маска, то стало видно, что в основе этого мира лежит хесед.

Это и есть одна из основных тем нашей недельный главы. Недельная глава Бешалaх начинается со слов "И отослал фараон детей Израиля..." Но ведь фараон по определению не может отпустить евреев из Египта, что же произошло? Когда уничтожаются иллюзии и маски, то становится очевидно, что на самом деле в этом мире всё, включая и самого фараона создано нам в помощь.

Для обеспечения возможности свободы выбора самый сильный свет всегда заключён в самые тёмные одежды. Но когда одеяния исчезают, как это было во время разрыва вод моря, то видно, что даже самое серьезное препятствие работает на нас. Это и есть тот высочайший уровень хеседа, который был открыт во время утреннего дозора.

* - Дозор – не совсем точный перевод слова «мишмерет», означающий превалирование в данный период определенных духовных сил, на смену которым приходят иные силы

р. И. Гладштейн

Уважаемые читатели, шалом!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilevi@yandex.ru

ШАБАТ ШАЛОМ!

No comments: