Thursday, March 6, 2008

Пекудей 5768

«Любовь с первого взгляда»

Пекудей


Недельная глава «Пкудей» – Итоги завершает книгу Шмот подведением общих итогов построения Мишкана и подытоживанием удельного веса еврейского народа.

Количество евреев есть результат взвешивания (а не пересчёта!) половинок шекеля. Как и полагается в соответствии с запретом пересчитывать евреев. Раши, основываясь на мидраше, указывает на прямую связь между нарушением запрета и счётом евреев, - и «дурным глазом», воцаряющемся в этом случае над нашим народом. Как следствие, эпидемия, косящая стройные еврейские ряды.

Кому мешает стройность переклички «на первый-второй и т.д. рассчитайсь»?

Половинки шекеля, составляющие еврейский вес, подразумевают неразделимость народа на отдельные выдающиеся единицы (подобно килограмму риса, где каждая рисинка сама по себе бессмысленна, но все они вместе создают килограмм).

В недельной главе «Бехукотай», завершающей третью книгу Пятикнижия, рассматривается некошерный вариант клятво-самовыпячиванием: «Чтоб я так жил» (перевод на одесский оригинального «Эрки алай»). В таком случае исправления ради еврей обязывается принести в Храм корбан хатат на сумму …себЯстоимости. Итак, волнующий вопрос: какова стоимость отдельно взятого еврея? Алахический ответ – 50 «сиклей», чтоб не сглазить. Теперь элементарная пропорция, позволяющая увидеть истинную стоимость «народа разрозненного и разделённого», назначенную премьер министром Аманом. Еврей, как часть народа, - 1/2 шекеля – супротив 50 шекелей (в 100 раз больше половинки), - его же цена при самовыпячивании. Идеальный вес народа, неизменный весь эмбриональный период (40 лет скитаний по пустыне), - 100 кикаров серебра – супротив 10000 (100х100) кикаров жидовской тяжести, непосильным бременем отягчившие жизнь Амана и иже с ним юдоведов.

Ожирение еврейских сердец, не позволяющих нам ощущать себя частью народа, приводит, не дай Б-г, к летальному исходу. Духовная диета (3 дня по рецепту Мегилы, или 40 лет по рецепту пустыни, или, в самом тяжёлом случае, 6000 лет), предписанная Всевышним еврейскому народу, – единство, иначе – эпидемия как следствие утучнения.

Когда Всевышний вернёт заклад?

«Вот отчёт по Мишкану –

Мишкану свидетельства»

Шмот, 38:21

РаШИ, объясняя повтор «Мишкану – Мишкану», говорит: «Намёк на Храм, который был взят в заклад во время двух разрушений, из-за проступков Израиля».

Однажды один из младших учеников спросил у рава Хаима Зоненфельда, отчего Всевышний не возвращает взятый Им в залог Храм, коль скоро евреи умоляют Его в течение такого долгого времени?

«Ответ связан с hалахическим правилом, - пояснил рав Зоненфельд – связанным с ситуацией, в которой у бедняка есть ещё одна подушка, кроме сданной в залог. В этом случае «заимодавец» не обязан каждый вечер возвращать подушку, утром забирая её вновь. То есть, если нищий может обойтись без, - нет обязанности возвращать ему заложенное».

Таким образом, ответ на вопрос – отчего Создатель не возвращает евреям Храм, несмотря на все мольбы, – связан с нашим положением в Галуте. К сожалению, абсолютное большинство (и мы в том числе!) заняты собственным обустройством более, чем грустью по поводу отсутствия Храма, и это длит Галут.

Мудрец шестнадцатого века, рав hоровиц, свою знаменитейшую книгу «ШЛА» - «Шней лухот hабрит» завершает следующим наблюдением:

«И так как пришла эта вещь ко мне, обнародую её. Моё сердце пылало всегда, когда я видел сыновей Израиля, строящих дома подобные крепостям князей, делающих себе постоянное место в этом мире и в стране нечистоты… и это выглядит, не дай Б-г, как отвлечение от мыслей о Геуле».

Контрольный вопрос: Какими должны быть разрушения в материальном мире, чтобы заставить людей вспомнить об Избавлении, о крайней потребности в Доме Творца?

р. М.-М.Гитик

«Новизны учеников очарованье»

Пекудей. Десятая или Одинадцатая?

В беременный год (именно что беременный, а не високосный) из-за дополнительного месяца Адара главы Ваякхель и Пикудей читают не слитно, как в обычный год, а в отдельные Шаббаты, тем самым растягивая чтение книги Шмот на 11 Шаббатов вместо 10. Ну и что с того? Чернобыльский Ребе (Меор Эйнаим), объясняя первую главу книги Шмот, дает возможность понять последнюю недельную главу - завершение книги Шмот.

Книга Шмот начинается с описания первого изгнания - спуска 70 душ из Израиля в Египет. Речь, конечно же, идёт не только об изгнании народа, но об исчезновении ощущения присутствия Всевышнего в этом мире. Понятно, что присутствие Всевышнего из этого мира никто не изгонял - исчезло ощущение этого присутствия. Ведь если это ощущение присутствует, то и изгнание в Египет будет еще одной гранью проявления Всевышнего в нашем мире.

Итак, в начале книги Шмот дается описание проблемы - потеря ощущения Всевышнего, а в последней недельной главе (одиннадцатой по счёту) есть намёк на решение проблемы. Как уже говорилось, обычно книга Шмот завершается за 10 недель, но в те годы, когда появляется дополнительный месяц Адар, чтение длится одиннадцать недель.

Число десять, конечно же, указывает на десять сфирот. А на что указывает число одиннадцать? Одиннадцать - это сфира Даат. Но ведь в самом старом из каббалистических текстов сказано "Количество Сфирот 10, 10, а не 9, 10 а не 11" (Сефер Йецира 1:4). Дело в том, что когда в число 10 сфирот считается кетер, то не считается даат, и наоборот. Но полный репертуар Дерева Жизни состоит из одиннадцати сфирот.

Даат - это сфира, отвечающая за ощущение Всевышнего, другими словами, практический опыт. Когда Рамбам в самом начале Мишне Тора пишет "...Основа основ и столп мудрости – знать, что есть Всевышний..." (Мишне Тора 1:1). Знание, о котором говорит Рамбам - это не абстрактные рассуждения, а как раз таки практический опыт.

Так вот, недельная глава Пикудей, которая соответствует сфире Даат, всегда читается в месяц Адар, рядом с праздником Пурим. Одно из первых обвинений, которое приводит hаман царю Ахашверошу, звучит так: "...Их законы (дат) не похожи на законы других народов и не соблюдают законов царя ..." (Мегилат Эстер 3:8)

Слово дат на иврите означает «религия» и поэтому не совсем понятно, в чём состоит смысл обвинения hамана. Ну не похожа у этого народа религия, ну и что? Мало ли, какие бывают религии, одной больше, одной меньше - какая разница. И тут мы вплотную подходим к потенциальному решению проблемы. Просто сам факт того, что о Торе говорят как просто об одной из религий, указывает на глубочайшую проблему.

Слова дат (религия, то есть набор обрядов и ритуалов) и даат (сфира, обеспечивающая ощущение присутствия Всевышнего) отличаются всего одной буквой айн. То есть дат - это даат из которого выпал айн. Числовое значение айн - 70. Это те самые 70 душ спустившихся в Египет, 70 граней Торы и 70 народов мира.

Получается, что есть два варианта: Либо у нас, как обвинял hаман, есть просто одна из религий, либо же у нас есть Тора, в которой присутствуют все 70 граней, которая, сверкая всей своей полнотой, светится внутри нас и делает мир светлее. Хотим ли мы воспринимать Тору во всей существующей полноте или нет - это и есть наш выбор. Тот выбор, который мы в первый раз совершили в Пурим - выбрали и получили настоящую Тору во всей ее полноте.

р. И. Гладштейн

Уважаемые читатели, шалом!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilevi@yandex.ru

ШАБАТ ШАЛОМ!

No comments: