Friday, March 14, 2008

ВАИКРА, 5768

«Любовь с первого взгляда»

ЗАКОНЫ НА ВСЮ ЖИЗНЬ.


Познакомив нас с концепцией Человека (книга «Бе-решит») и задав параметры народа (книга «Шмот»), Тора переходит к определению нашей миссии.

Задачу, которую предстоит решить еврейскому народу, можно уподобить той, которой занят правильно функционирующий организм человека. Каждый орган, выполняя свою функцию, делает свой вклад в общую работу всей системы. Центральным нервным узлом (по другой терминологии, сердцем) еврейского народа является Храм. Работы, в нём выполняемые, заслуживают высшего эпитета просто Работы. (Напомним, что еврейской философией человеческая жизнь рассматривается именно как работа!)

Таким образом, третья книга Пятикнижия, рассказывая о Храме, законах, с ним связанных, и тех работах, которые в нём исполнялись, прямо и непосредственно (хотя и очень сжато, что поделаешь – стиль Торы!) говорит об основных перипетиях человеческой жизни. Самые основные виды работы человека в этом мире – возможность делать добро, возможность благодарности и исправления содеянного, раскаяния и проявления любви – всё это и многое другое дано в схематичном виде в законах книги «Ваикра».

Каждая из работ, производившихся в Храме, разъясняет принцип функционирования того или иного типа ситуаций, из которых и состоит человеческая жизнь. Рождение ребёнка и смерть, мирное течение жизни и война, любовь и супружеская измена – всё многообразие человеческой жизни, а также и то, что находится вне её, как в зеркале, отражается в работе Храма.

Архитектурный проект Храма отражает не только физическое строение Вселенной, но и определяет схему духовного развития всех миров.

В следующих недельных главах мы поговорим о некоторых из вышеперечисленных аспектов той воистину великой Работы, которую мы привычно называем Человеческой жизнью.

Жертвенность воспитания.

«И призвал Моше»

Ва-йикра, 1:1

Как известно, трёхлетние мальчики своё знакомство с Пятикнижием в хедере начинают с главы «Ваикра». Мидраш объясняет этот обычай так:

«Так как в этой главе говорится о корбанот (жертвоприношениях), которые отвечают требованию «таґора» - «чистоты», а трёхлетки, начинающие учёбу, чисты от всякого промаха и неправильности, следовательно, придут «чистые» и займутся «чистотой».

Связь между «чистотой» корбанот и чистотой помыслов очевидна. (Специально оговорено в Ґалахе, что мысленаправленность коґена, приносящего корбан, является определяющей для его принятия Творцом.) Звено, позволяющее соединить вышесказанное с воспитанием – воспитание требует жертв! И начиная обучение ребёнка с корбанот – этот аспект воспитания сознательно подчёркивается мудрецами в назидание родителям!

В особенности, отмечает рав Меир Шапиро из Люблина, эта идея видна из сказанного мудрецами: «Будьте предупредительно осторожны с детьми бедняков – ведь из них выйдет Тора».

Неимущие родители, отдающие последнее, чтобы выучить своих детей, несомненно, заслуживают «чистотой жертвы» принятия её Всевышним. Потому из их детей и вырастают чаще мудрецы Торы.

Рав Лунчиц («Кли якар») усматривает намёк на изначальность нашей главы в деле воспитания маленьких еврейских детишек – в уменьшенности буквы «алеф» из первого, заглавного слова «Ваикра».

Практический вывод: ценность результата для нас исчисляется стоимостью средств для его достижения! А если мы желаем получить Самого Всевышнего, то не поскупиться придётся Самим Собой (точнее, своим Эго!).

Мы и они

          А внутренности и голени её вымоет он водою, и воскурит коhен всё на жертвеннике – ]это[ вознесение (всесожжение)

          Ва-йикра, 1:9

Раби Хаим из Воложина, основатель "первой литовской" йешивы, был однажды вынужден использовать эти слова Торы для защиты посланцев йешивы, собиравших средства на её содержание. "Добрые люди" обвинили их в том, что они используют в личных целях часть собираемых ими денег.

Трактат "Менахот" объясняет, что добровольное приношение неевреев – это всегда "ола", и никогда оно не может быть "шламим". Причина тому, говорит раби Хаим, что часть корбана "шламим" достаётся коhену. Единственной реакцией гоев будет…возмущение! Ведь их пожертвование всё целиком только "еврейскому богу", - "и как же они (коhены) посмели!..", - именно поэтому их приношение – только "ола", целиком сжигаемое на жертвеннике.

Но мы, евреи, ученики Авраhама, должны радоваться, если благодаря нашему пожертвованию, кроме главной цели – йешивы, у еврея-сборщика будет заработок – парнаса! А иначе, не научились ли мы, не дай Б-г, "дурному глазу" Бильама?!

р. М.-М.Гитик

«Новизны учеников очарованье»

Ваикра. Побочный эффект.

Книга Ваикра практически полностью посвящена такой актуальной в наше время теме как жертвоприношения (корбанот). Понятно, что в наше время никто животных не режет, но не совсем понятно, почему временной заменой корбанот стала именно молитва? Как известно, большинство заповедей так или иначе связаны с работой с материей, почему же тогда мицва о приношении корбана, которая в каком-то смысле является верхом работы с материей, была заменена мало осязаемой молитвой?

Причина такого выбора частично видна из корней этих слов. Слово корбан, которое обычно переводится как «жертва», правильнее переводить как «приближение». Со словом тфила, которое обычно переводят как «молитва» ещё проще: одно из основных значений слова тфила – «соединение, связь». Получается, что между приближением (корбан) и соединением (тфила) гораздо больше общего, чем это может показаться на первый взгляд.

Более того, в тех случаях, когда наша потребность в связи становится особо сильной, молитва сопровождается постом. Одна из классических историй, связывающих молитву и пост, это описание молитвы р. Шешета, которую он добавлял в те дни, когда соблюдал пост: "Всевышний, в те времена, когда стоял Храм, можно было исправлять ошибки с помощью корбанот. Только жир и кровь животного приносились на алтарь, и этого было достаточно для исправления. Я постился, и количество моего жира и крови уменьшилось. Пусть это будет засчитано, как будто я принёс жир и кровь на алтарь, и это приношение было принято" (Брахот 17а).

Рав Кук спрашивает, а зачем вообще нужны были корбанот, если тех же результатов можно достигнуть, соблюдая пост (Эйн Ая, I-82)? Почему только в случае обязательных корбанот - хатат и ашам только жир и кровь сжигались на алтаре? (обязательные корбанот, в отличие от добровольных, приносились для исправления и восстановления связи после совершения поступков разрушающих либо ослабляющих связь со Всевышним)

Существует две основные категории ошибок, совершаемых человеком. "Бесящиеся с жиру" совершают ошибки первой категории - те ошибки, которые в значительной степени обусловлены излишеством. Эти проступки исправляются через "сжигание жира".

Вторая категория ошибок совершается при развитии сценария "кровь в голову". Это те действия, которые обусловлены реальными потребностями, но та форма, в которой эти потребности реализованы, является недопустимой и непозволительной. Исправление этих ошибок осуществлялось через кровь корбана.

Соблюдающий пост может быть в состоянии исправить и тот вред, который был нанесён из-за жира, и из-за крови. Но существует фундаментальная разница между голоданием и приношением корбан в Храме. Приношение жертвы кроме всего прочего было психологическим шоком, дававшим человеку силы держать себя в руках. Соблюдающий же пост ослабляет все свои силы, разрушая и позитивные и негативные черты.

Это легко понять по аналогии с обычными медикаментами: кроме требуемого результата всегда имеется побочный эффект. Р. Шешет молился о том, чтобы его пост подействовал как корбан. То есть как идеальное лекарство: полностью убирая все негативное, не имело бы какого-либо побочного эффекта.

р. И. Гладштейн

Уважаемые читатели, шалом!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilevi@yandex.ru

ШАБАТ ШАЛОМ!

No comments: