Thursday, March 27, 2008

Шмини, 5768

«Любовь с первого взгляда»

Метастазы золотого тельца

"Возьми себе телёнка сына быка

для хатат (искупительного корбана)

и барана без увечий для вознесения

и приблизь перед Всевышним. А

сынам Израиля скажи так: "Возьмите

козла для хатат и бычка и барана

годовалых и без увечий для вознесения".

Ва-йикра, 9:2-4

Рав Лунчиц ("Кли якар") обращает внимание на разницу в "судьбе" двух тельцов - Аhарона и сынов Израиля. Первый из них был приближен "во искупление", второй же в корбан вознесения (ола).

По мнению "Кли якар" Пятикнижие делает чёткое разделение между участием Аhарона в промахе золотого тельца и ошибкой сыновей Израиля в этом страшном промахе. Аhарон соучаствовал лишь внешне и потому его корбан – исправление поступка. Евреи же, создавая золотого тельца, имели в виду постоянство связи с Создателем и тем самым повинны в неправильных мыслях и представлениях!

Как следствие вышесказанного - распределение корбанот. Аhарон приближает хатат, исправляя ошибочное действие, а сыновья Израиля приближают ола (вознесение) исправляющее дурные мысли.

Ещё один вопрос в тексту Пятикнижия связан со следующим мидрашем:

"Отчего сыны Израиля принесли корбанот больше, чем Аhарон. Оттого, что на них как начало, так и конец. Начало, как сказано: "И взяли они рубаху Йосефа и зарезали козла" (Бе-рейшит, 37:8). Конец как сказано: "сделали себе тельца-маску" (Шмот, 32:8). Придёт козёл и искупит сделанного тельца" (Торат коhаним).

Каким образом мудрецы находят связь между продажей Йосэфа и промахом золотого тельца? И отчего исправление этих двух преступлений происходит через совместное приближение при задействовании Мишкана?

Раби Меир-Симха Коhен ("Мешех хохма") объясняет, что приговор, вынесенный братьями Йосэфу был связан с нежеланием последнего упрекать их прямо в лицо. Его жалобы отцу, Яакову, воспринимались братьями как клевета, угрожающая их духовному статусу наследников Яакова и, следовательно, будущему еврейского народа.

Однако, после попытки Хура доказать евреям их неправоту, которая оказалась для Хура роковой, стала очевидной уязвимость позиции братьев. Попытка Йосефа доказать что-либо братьям могла завершиться весьма плачевно для него, и следовательно, сыновья Яакова оказались "ретроактивно виновными" в самой отправной точке своих обвинений. Потому произошедшее с Хуром в истории золотого тельца оказалось связанным с продажей Йосефа и заново "открыло" обвинение против братьев. Отсюда необходимость исправления – мера за меру – козёл хатат – за зарезанного братьями козла, а не только за золотого тельца.

На более высоком уровне связь между золотым тельцом и враждой братьев к Йосефу прослеживается через отождествление Йосефа с понятием галута. Неприятие Йосефа-галута братьями оборачивается выбором пути галута еврейским народом на сороковой день от Синайского Откровения, а следовательно, подчёркивает ошибку сыновей Яакова, не приемлющих галутного пути.

На уровне символов Йосеф назван быком (шор) – всегда готовым надеть ярмо Торы и мицвот, и выбор евреями формы тельца, естественно, не был случаен.

р. М.-М.Гитик

«Новизны учеников очарованье»

Шмини. Вино номер 8.

Недельная глава Шмини содержит описание нового витка одного из постоянно повторяющихся сюжетов Торы - в точке наивысшего подъема происходит трагедия. В тот самый момент, когда Мишкан (Переносной Храм) готов к работе, присутствие Всевышнего должно быть проявлено в наибольшей степени. В результате опьяненность (мидраш говорит об этом так: употребление вина при работе в Храме) этой открывающейся близостью к Всевышнему приводит к выходу за рамки алахи и к гибели двух сыновей Аарона: Надава и Авиу. К сожалению это не первый раз, когда история развивается именно по этому сценарию.

Такая же история произошла в шестой день творения, когда только что созданный первый человек, вершина творения, съел плод Дерева Соединения Добра и Зла. По одному из мнений раввинов Тамуда этим плодом был виноград. После потопа, эквивалент первого человека, Ноах, пытается исправить ошибку Адама. Шней Лухот а Брит, используя язык мидраша, объясняет что причина, по которой Ноах был голым во время высаживания виноградника и распития вина этого виноградника была в попытке исправить то, что разрушил Адам. (о том, почему Адам был голым, см. кн.Бе-решит, гл.1 р.М.-М. Гитика)

Как известно, души Надава и Авиу были реинкарнацией одного из нижних уровней души первого человека - уровня нефеш мира Ацилут (Шаар аГильгулим 38). Рав Пинхас Винстон говорит что Надав и Авиу тоже попытались исправить ошибку Адама и именно поэтому было использовано вино (т.е. эмоциональное состояние, подобное опьянению) внутри Храма. Тора, конечно же, не приводит повторение всех этих вариантов развития для того, чтобы предупредить об опасностях алкогольного опьянения. Как говорилось в комментариях к недельной главе Цав, хлеб - это уровень алахи. Вино же соответствует уровню каббалы - уровню тайн Торы.

Когда входит вино, выходят секреты (Эрувин 65-А). Вино само по себе, как и большинство вещей в этом мире, нейтрально - то есть может быть использовано правильно либо не правильно. В каком-то смысле вино работает как ключ, который открывает двери. Человек решает, каким ключом открыть какую дверь и все зависит от намерения человека.

Само название недельной главы Шмини происходит от того же слова, что и восемь, а восемь, конечно же, указывает на уровень восприятия и понимания, который находится над обычным. Наше обычное существование определяется цифрой семь (совершенство формы): семь дней недели, семь нот, семь цветов радуги и так далее. Употребление вина (то есть контакт с Торой на уровне секретов) дает возможность подняться на этот непривычный уровень - уровень восьмой сфиры Бина, уровень понимания, который превосходит наше привычное восприятие.

Возникает вопрос: как же могло оказаться так, что праведники такого уровня как Ноах или Надав и Авиу имели настолько неправильное намерение, что это закончилось трагедией. Катастрофы такого масштаба тяжело объяснить только лишь тем, что к праведникам в силу их высокого уровня предъявляются более высокие требования.

Маhараль говорит, что если бы то, что сделали Надав и Авиу произошло до дарования Торы, все было бы замечательно. Проблема с поступком Надава и Авиу, Ноаха, Адама и всех остальных в этой длинной цепочке была в том, что проявив собственную инициативу, они вышли за рамки алахи. Несмотря на то, что уровень вина (каббалы) выше, чем уровень хлеба (алахи), духовный корень хлеба, то есть алахи выше всего остального.

Алаха задает рамки, в которых происходит все исправление и вся работа, и эти рамки нельзя сдвинуть ни вправо, ни влево. То есть нельзя ни устрожить, ни ослабить. Это то, что нужно помнить всем учащим каббалу: как говорит книга Зоар, основная каббалистическая книга, алаха никогда не может быть выведена из каббалы.

р. И. Гладштейн

Уважаемые читатели, шалом!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilevi@yandex.ru

ШАБАТ ШАЛОМ!

No comments: