Родился будущий раввин в местечке Козелец (Черн. Губ.) в 1859 году. Уже в 20 лет его пригласили на должность раввина в г. Прилуки. В 50 лет, в 1909 г. он избран Главным раввином Кишинёва и Бесарабии. Как известно, это был очень тяжёлый для еврейских общин период – после погромов 1903 и 1905 гг., революции 1905 г. Уже в 1910г. как отличающийся красноречием энергичный общественный деятель, р. Идэ-Лэйб был назначен председателем раввинской комиссии. В 1911г. он обратился с воззванием к раввинам уполномочить его выступить против обвинения евреев в ритуальных убийствах, после чего он поместил в русских газетах соответствующий протест. Основная работа р. Идэ-Лэйба была направлена на сплочение и примирение еврейских организаций в крае. Известно, что за первые 15 лет его работы на посту главного раввина еврейское население Бесарабии увеличилось с 300 тыс. (12% от всего населения в 1910г.) до 352,5 тыс. (1925г.). К уже существовавшим 200 синагог добавилось ещё 166.
Благодаря ему в начале 20-ых гг. свыше 5 тыс. сельских евреев получили землю, начала выходить ежедневная еврейская газета «Унзэр Цайт», в 1921г. в Кишинёве была основана гимназия «Маген Давид» с преподаванием на иврите, во многих городах Бесарабии открыты гимназии «Тарбут», была создана развитая сеть начальных и средних школ с преподаванием на идише, стал выходить «Альманах Бессарабского еврейства», в Липканах началось строительство еврейской больницы им. Сигала. Кишинёвская еврейская община содержала 77 синагог, несколько помещений для шхиты, контролировала и помогала в работе иешивы Перельмутера, содержала Кишинёвскую еврейскую больницу, во многих городах губернии работали кошерные кухни.
Именно благодаря его успешной политике умиротворения после прихода в 1937г. к власти в Румынии антисемитской партии Куза-Гоги (кузистов) за всё время их правления не было ни одного погрома. С властями р. Идэ-Лэйб всегда говорил сам, без переводчика – поэтому после присоединения в 1918г. Бесарабии к Румынии он выучил неизвестный до этого ему румынский язык. Неизвестно, сколько времени он на это потратил, но в его выступлении на центральной площади перед собором (по случаю приезда в Кишинёв короля Карла II и наследника престола Михая) в 1938г., публика не услышала не то чтобы ошибок, но даже малейшего акцента.
Он печатался в различных еврейских газетах и журналах : «аМаггид», «аМелиц», «аЦфира», «аЗман», и др. Состоял в переписке со многими раввинами России и Западной Европы. Также известно о его привязанности к пятому (р. РаШаБ) и шестому (р. РаЯЦ) Любавическим Рэбэ. Учился в хасидской ешиве в Копусте. Рав Цирельсон написал несколько книг – из напечатанных: «Гвул Иэуда» (респонсы по еврейскому Закону) и «Дэрэх Слула» (сборник лит. статей и стихотворений).
По рассказам его современников р. Идэ-Лэйб был невысокого роста и на первый взгляд «маломощным старичком», но он преображался на глазах у всех во время выступлений перед прихожанами, на заседаниях общины или в департаменте. Его помнят как скромного, никогда не принижающего авторитет других, человеке. В его речах вместо местоимения «я» он использовал «мы». Несмотря на то, что он был всесторонне образован, если к нему обращались с вопросом не входящим в поле его религиозной деятельности как раввина, он вежливо отсылал посетителя к судье Мойшэле Даяну, председателю общины или другим. Он чурался помпезности и очень часто, без предупреждения появлялся в иешиве, в доме для престарелых, в еврейской больнице или других еврейских организациях, дабы лично знать их повседневную жизнь, заботы и проблемы.
11 таммуза 5701 (6 июля 1941г.), после утренней молитвы Шахарит, р. Идэ-Лэйб возвращался домой из синагоги, когда один из осколков разорвавшейся рядом фашистской бомбы оборвал его жизнь. Говорят, это была первая бомба, упавшая на Кишинёв…
Раввин был похоронен на старом еврейском кладбище на Скулянке, просто в земле, как есть – т.к. тело не мыли, не раздевали, вместе с окровавленной землёй. Но спустя примерно десять лет, когда правительство праздновало 25-тилетие Молдавии (нач. 50-ых гг.), приурочив к этому проведение новой троллейбусной линии на Скулянку, было решено уничтожить нижнюю часть кладбища. Так как могила р. Цирельсона была очень близка к входу на кладбище, его перехоронили в фамильный склеп Перельмутера, который первоначально власти решили сохранить как исторический памятник, (склеп был построен на «древнееврейский лад» в виде замка, с типичным иерусалимским куполом-полусферой из Иерусалимского камня, вместо крепящего раствора использовался свинец). Но, по прошествии нескольких лет властям захотелось вместо еврейского склепа, пусть даже и исторического памятника, видеть парк отдыха (тогда было модно строить что-либо на еврейских могилах…). Было решено повторно перезахоронить раввина. Старые евреи рассказывали, что склеп пытались сломать тягачом – но не получалось, тогда в ход пустили динамит…. Тело раввина Цирельсона вместе с первоначальной надгробной плитой и испорченными во время войны свитками Торы было перенесено в подвал братской могилы жертвам погрома 1903г. Под этим памятником из красного кирпича на сохранившейся верхней части еврейского кладбища он покоится и сейчас.
Пусть будет благословенна память о нём.
(составлено по воспоминаниям р. Залмана Абельского, Элияу Шильмана, И. Фингурта, и др. использованы материалы из различных энциклопедий)
После войны (с 1946) раввином Кишинёва стал секретарь р. Идэ Лэйба Цирельсона – р. Йосэф Эппельбойм.
текст найден на megapolis
фото найдено на http://www.nm.md/daily/article/2003/04/11/0307.html
No comments:
Post a Comment