Wednesday, June 13, 2007

28 Сивана. Подвергание себя опасности ради спасения другого

Подвергание себя опасности ради спасения другого

Вопроc:
Когда немцы вошли в Литву 28 сивана 5701 (23 июня 1941 года) они с первого же дня начали творить злодеяния по отношению к евреям, демонстрируя варварство во всех его проявлениях. Каждый день они хватали на улицах Ковно еврейских мужчин и женщин и отправляли их в Седьмой форт, где судьба их была заранее решена. Злодеям помогали литовцы: они рады были возможности открыто поохотиться на евреев, которых всегда ненавидели.

Как сказано в Талмуде, всякий, кто причиняет вред евреям, выходит в лидеры. Некоторые литовцы особенно выделялись своей жестокостью по отношению к евреям, в особенности, когда они стремились заслужить благоволение немецких хозяев. Уверенные в ненависти литовцев к евреям, немцы назначали их на должности, сопряженные с властью и применением силы. Эти литовцы грабили и убивали не меньше немцев. Сотни евреев были схвачены на улице и в домах. Среди них было много студентов ешив.

В один из таких дней, наполненных ужасом, ко мне обратился наш учитель, великий гаон цадик рав Авраам Гродзинский – да отомстит Г-сподь за его смерть – директор ешивы в Слободке. Он попросил меня пойти к рабби Давиду Ицковичу, секретарю общества раввинов Агуда ха–Рабаним и предложить ему пойти к литовцам, руководившим охотой на евреев, которых он знал до войны, с просьбой освободить студентов ешивы.

Вопрос, который при этом возник, состоял в следующем: имел ли право Давид Ицкович, в соответствии с Галахой [еврейским религиозным законом], обращаться к литовцам по поводу освобождения студентов ешивы, с учетом того, что литовцы могли схватить его так же легко, как и любого другого еврея, явившегося к ним. Разрешено ли ему подвергать свою жизнь опасности для спасения братьев-евреев?

Ответ:
В соответствии со строгой интерпретацией Галахи никто не может обязать рабби Ицковича подвергать свою жизнь опасности для спасения студентов ешивы. Однако, если, будучи чутким и высоконравственным человеком, он захочет добровольно подвергнуть себя опасности ради их спасения, его безусловно нельзя останавливать. Этот вопрос надо изучать очень тщательно. Если бы это не было сопряжено с опасностью, он обязан был бы искать все возможные средства, чтобы последовать утверждению наших мудрецов: кто спасает единственную еврейскую жизнь – спасает весь мир. Это особенно важно в условиях, когда враг старался разрушить тело и дух евреев, когда от студентов ешивы, посвятивших жизнь изучению Торы, зависело ее сохранение. Немцы и литовцы изливали свой гнев на адептов Торы, на все, что было свято для евреев. Даже когда они мучили и убивали людей, они при этом поносили Б-га евреев.

Поэтому каждый должен был сделать все возможное для спасения студентов ешивы, чтобы свечи Б-га и свет Торы не были уничтожены. Только так могли мы в какой-то мере противостоять злу, направленному на разрушение Торы и искоренение памяти о ней из мира.

Рабби Ицкович благосклонно воспринял мое предложение и мужественно предпринял попытку спасти студентов ешивы. Он добился успеха, и литовцы освободили их из заключения. Г-споди! Воздай ему за это! И отомсти за его кровь, которая позже пролилась в лагере уничтожения.

No comments: