«Любовь с первого взгляда»
Пшат, он же ремез
«И сказал Моав старейшинам Мидьяна: «Теперь
(Бамидбар 22:4)
Кроме всего, что видно с первого взгляда, попробуем, не покидая территорию пшата (простого понимания текста Торы, в данном случае, слова «слизать»), обнаружить не бросающееся в глаза.
Образ «как корова языком слизала» кроме тотальности уничтожения кнаанейской культуры содержит еще одно измерение – легкость «употребления».
Рав Шимшон Рефаэль Гирш подчеркивает, что корова, а равно и бык, именно языком «слизывают» - срывают траву, и языком же уминают ее на нёбе. В ивритском оригинале появляется удивительный глагол «елахаху» от корня «хэк»- нёбо. Неучастие зубов – это образ «ненапряга», с которым евреи справятся с любым врагом.
Эта образность передачи информации опирается на факты, которые лишь намеком (впрочем, очевидным для адресатов – старейшин Мидьяна) обозначены в процитированном тексте.
Обращение Моава (подчеркнуто не царя, а народа) к старейшинам Мидьяна, а не к царю, означает вдребезги разбитый имидж сих защитников народа (основная функция царей в глазах их подданных).
А разбитость имиджа, в свою очередь, происходит из-за печальной участи, постигшей самых сильных царей: Ога из Башана и Сихона из Эмори.
Итак, все связывается в один очень тугой (как и полагается в Пятикнижии) узел сюжета.
Пшат – смысл слова «елахаху» - (слизнет) абсолютно соответствует ремезу – обращению, игнорирующему царей.
«Новизны очарованье»
Капля мёда в бочке дёгтя
«И сказал Бильам Балаку: «Построй мне семь жертвенников и приготовь семь быков и семь баранов на жертвеннике»
Ба-мидбар, 23:1-2
Вопрос, ответ на который мы попробуем дать с помощью рава Шера, поражает своей глобальностью. В чём смысл правила, сформулированного мудрецами: «Всегда будет заниматься человек исполнением законов Торы для себя, для того чтобы прийти к уровню «ли-шма» (ради Творца)»?
Настораживает в особенности слово «всегда», но и примеры Доэга-эдомитянина и Ахитофеля, использовавших знания Торы в свою пользу (см. Книгу Шмуэля) и не удостоившихся следующего мира, кажутся прямым опровержением!?
Рав Шер (школа Слободки) начинает своё объяснение с мидраша, связывающего корбанот (приближения) царя Шломо, и корбанот сыновей его двоюродного брата Йоава бен Цруя (сына сестры царя Давида по мнению раби Йоси из трактата «Тонит», 28:1), с участием царя Балака в корбанот Бильама! Целью такого сравнения видит рав Шер обнаружение крупицы Истины, присутствовавшей в том, что вложил Балак в корбанот. И смысл сказанного мудрецами о работе на Всевышнего в рамках эгоизма – наличие зёрнышка альтруизма – даёт возможность при непрестанных усилиях произрасти плодам Доброты и Истины. Почти тысяча лет отделяет деревья, возложенные на жертвенник Второго Храма потомками Балака (через его праправнучку Рут-моавитянку) от доли истинного трепета, вложенного моавским царём в корбанот-просьбы проклятия на еврейские головы.
Эта тысяча лет «ушла» на очищение от эгоистических примесей той крупицы добра, что заслуживает вечности. Бильам же, работавший на собственный авторитет, оказался непричастным к Истине ни в каком смысле.
Качество, выделяющее Бильама (и его последователей) и делающее его чужим всякому Добру – это «дурной глаз». Великий нежелатель добра всякому (кроме себя, естественно), Бильам, отрицавший наличие ценностей вне себя, оказывается отрезанным от Создателя, который и является Истинным Хозяином Добра.
Мораль: дурной глаз – духовно-серная кислота, изливаемая на всё увиденное, лишает своего обладателя... всего (контакта со Всевышним).
М.-М.Гитик
Уважаемые читатели, шалом!
Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика
звоните: 972 2 6513168, 972 526 550 916;
пишите: sarabak@aish.com ; lilevi@yandex.ru
ШАБАТ ШАЛОМ!
No comments:
Post a Comment